Управление организациями

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления.

Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Впервые характеристики управления организации были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления.

По его мнению, наиболее общими характеристиками являются:

  • планирование общего направления действия и предвидение;
  • организование человеческих и материальных ресурсов;
  • выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме;
  • координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами.

С. С. Фролов отмечает, что одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом:

  • деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;
  • взаимодействие: формирование и поддержание контактов;
  • восприятие, фильтрование и распространение информации;
  • распределение ресурсов;
  • предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
  • ведение переговоров;
  • проведение инноваций;
  • планирование;
  • контроль и направление действий подчиненных.
  • Понятие бюрократии.

Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Термин «бюрократия» французского происхождения, от слова «бюро» – «офис, контора». Бюрократия в современном, буржуазном виде возникла в Европе в начале ХIХ в. и сразу же стала означать, что официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении.

Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером.

В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:

  • личности, входящие в органы управления организации, свободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, существующих в данной организации. «Безличный» здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени;
  • ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях;
  • ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем;
  • индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;
  • отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации;
  • людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;
  • бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству независимо от суждений начальника;
  • должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или, по крайней мере, главное занятие;
  • деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал, таким образом, идеальный тип управления организации. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.

Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.

Однако такое идеальное положение не существует в действительности, более того, бюрократия, первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)