Характеристика структурных элементов КСИ

В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Социальная проблема – это созданная самой жизнью противоречивая ситуация.

Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.

Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы.

Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизаций и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в суть проблемы.

Формулирование задач – ответственная процедура, ибо та или иная их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы. Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами. С точки зрения определения задач исследование может быть теоретическим и прикладным.

Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию.

Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте. Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

Интересно
Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе. Это своеобразное движение к новому знанию.

Существует три типа гипотез:

  • на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);
  • на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);
  • прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)