Управление охраной труда

Задача создания гибкой системы управления охраной труда (СУОТ), адекватно и своевременно реагирующей на возникнове­ние нештатных ситуаций, в результате которых создается угроза жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности, является многофакторной задачей. Главной целью СУОТ является совершенствование организации работы по обеспечению безопа­сности, снижению травматизма и аварийности путем решения ком­плекса задач по созданию безопасных и безвредных условий тру­да, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслужи­ванию работающих.

Система управления охраной труда в Российской Федерации является многоуровневой системой управления и включает в себя федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, местный уровень управления. Согласно Закону РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 181-ФЗ государственное управление охраной труда осуществляется Пра­вительством РФ. На рис. 1.1 представлена структурная схема уп­равления охраной труда в Российской Федерации.

Как уже отмечалось ранее, главной целью СУОТ является со­вершенствование организации работы по обеспечению безопа­сности, снижению травматизма и аварийности. Эта цель может быть достигнута при условии корректного использования законо­дательно-нормативных, организационных, технических, эконо­мических, социальных, санитарно-гигиенических и психофизио­логических мероприятий и воздействий. На рис. 1.2 представлена структурная схема СУОТ.

 

Органами государственных экспертиз условий труда прово­дятся:

  •  экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;
  • экспертиза условий труда на рабочих местах;
  • экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым уста­навливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;
  • экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;
  • экспертиза условий труда для разрешения споров, возника­ющих между юридическими лицами и гражданами (работника­ми), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а так­же других споров;
  •  экспертиза условий труда по предложениям предприятий иорганизаций в целях изменения списков производств, работ, про­фессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обе­спечение и дополнительный отпуск;
  • другие виды экспертиз.

Основными задачами органов управления на предприятии в
сфере охраны труда являются:

  • обеспечение безопасности производственных процессов;
  • обеспечение безопасности производственного оборудования;
  • обеспечение безопасности зданий и сооружений;
  • нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
  • обучение работающих правилам и нормам охраны труда, про­паганда вопросов охраны труда;
  • обеспечение рабочих средствами индивидуальной защиты;
  • обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;
  • организация лечебно-профилактического обслуживания ра­ботающих;
  • профессиональный отбор работающих по отдельным специ­альностям.

Успешная реализация целей, задач и политики СУОТ достига­ется посредством функций управления: учета, анализа и оценки, контроля, планирования и прогнозирования, стимулирования, организации, координации и регулирования (рис. 1.3).

Согласно Закону РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 181-ФЗ на каждом предприятии:

  • с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (ОТ). В организациях с численностью 100 и менее работников ре­шение о создании службы ОТ или введении должности специали­ста по ОТ принимает работодатель. При отсутствии в организации службы ОТ (специалиста по ОТ) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области ОТ;
  • создается комитет (комиссия) по охране труда (на предпри­ятиях с численностью более 10 человек) в целях организации со­трудничества работодателей и работников (см. «Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комите­тов (комиссий) по охране труда» — Постановление № 64 от 12.10.94);
  • выбираются уполномоченные по охране труда (см. «Рекомен­дации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» — Постановление № 30 от 08.04.94).

Все функции управления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение полноты реализации одной функ­ции управления немедленно сказывается на возможности и пол­ноте реализации другой.

Так, при решении любой задачи СУОТ неполная реализация функций учета, анализа и оценки состояния объекта управления резко ограничивает возможности и эффективность реализации и функции контроля, особенно функций планирования и прогно­зирования работ и др.

Степень детализации и конкретизации задач определяется мас­штабами данного производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления значимостью конечных результатов, слож­ностью и объемом требуемой исходной и выходной информации и т.д.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)