Учёт особенностей современных подростков в обучении иностранному языку

Согласно теории поколений, созданной в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штрусом, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, которых объединяют новые взгляды, ценности, привычки, историческая судьба. Современный быстроизменяющийся непредсказуемый мир требует от людей готовности к неожиданным изменениям, смене профессий, конкуренции на рынке труда.

Исходя из этого, современная школа должна развивать у учащихся такие soft skills, как критическое мышление, умение работать в команде, способность решать жизненные проблемы, готовность к автономному образованию. В наши дни традиционное образование становится неэффективным для современных учащихся.

По мнению Е. Прягаевой и О. Прядильниковой, «в современном мире учебное занятие нуждается в новом методологическом наполнении с акцентом на развитие творческого мышления обучающихся и на развитие и внедрение новых форм и методов его построения. Эффективной формой обучения является психологический тренинг  и использование на занятиях активных методов обучения.

Еще в XVII веке выдающийся педагог Ян Амос Каменский сформулировал принцип природосообразности, при котором результативность обучения и воспитания не может осуществляться без учёта психологических особенностей обучающихся. Получается, что действие педагога, структура и оснащение урока должны отвечать особенностям современных подростков.

Педагоги часто испытывают трудности при обучении иностранного языка именно подростков, так как подростковый возраст является непростым переходом от детства к взрослости. Также, ведущая деятельность подростков – межличностное общение, перестаёт соответствовать задачам школьного образования, что приводит к конфликтам между учителями и учениками, снижению интереса к учебному процессу.

Подростки поколения Z имеют специфические отличия от представителей поколений X и Y. Зумеры имеют такие когнитивные особенности как: низкая концентрация внимания и снижение селективного внимания, кратковременную память, клиповое мышление, недостаток критического восприятия информации, повышенная внушаемость и низкая сформированность коммуникативных навыков.

В рамках эксперимента по созданию методологической основы обучения иностранным языкам, которая учитывала бы индивидуально-психологические особенности современных подростков, а также с целью повышения их языкового интеллекта и мотивации достижения мы включали в занятия по английскому такие современные методы и технологии обучения, как метод case-study, метода дебатов, технологию совместного обучения и проектную деятельность.

Интересно
Для введения новых лексический единиц, объяснения грамматического материала, интерактивных упражнений мы применяли ИКТ на различных этапах урока. Использование ИКТ, мультимедийных средств помогают повысить мотивацию учащихся, создают условия для развития и формирования коммуникативной компетенции.

После проведения серии занятий, которые были построены с учетом психологических особенностей современных подростков и включающих в современные методы и технологии обучения, повторная диагностика показала, что процент учащихся, которые стремятся достигать успех после неудачи увеличился на 30%, а языковой интеллект учащихся увеличился на 40%.

Более того, на наших занятиях благодаря использованию современных технологий было увеличено количество разговорной практики, создавались условия, когда учащиеся становились активными субъектами учебной деятельности, развивались гибкие навыки.

Благодаря нашему исследованию, в котором приняли участие 60 учащихся 8-х классов, мы выяснили, что, если проводить уроки английского языка, используя современные технологии и методы обучения, можно раз- вить у современных подростков языковой интеллект, мотивацию к достижению успеха, а также сделать занятия увлекательными и эффективными

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)