Учебно исследовательская работа
Рассмотрение идеи учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) в отечественной дидактике высшей школы (60–80-е гг. ХХ века) как условия педагогического стимулирования познавательной деятельности студентов исходило из представлений о том, что развитие мотивационной сферы студентов связано с характером учебной деятельности, с характером взаимодействия в процессе обучения.
Педагогическое стимулирование в УИРС строилось на определении личности студента как субъекта обучения. При этом, системная (поэтапная) организация УИРС способствовала удовлетворению и развитию познавательных, социальных и профессиональных мотивов студентов. Проводимые в данный период в ряде вузов страны исследования по определению мотивов, формирующихся в обучении, позволяли выявить динамику развития познавательных и социальных мотивов на разных этапах УИРС (М.И. Дьяченко, B.C. Ершов, Л.А. Кандыбович, Э.М.Кузьмина, Г.И. Щукина, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, В.И. Чупров, В.Д. Шадриков и др.).
Исследователи отмечали, что процесс включения студентов в новую для них деятельность, связанную с приобщением к науке, с формированием социально-психологической и функциональной готовности к учебно-исследовательской работе на первом этапе УИРС, способствует развитию у студентов учебно-познавательных и широких познавательных и мотивов. Формирование учебно-познавательных мотивов исследователи связывали с самим процессом учебно-исследовательской работы и усматривали их проявление в познавательном интересе студентов к учебе и отдельным предметам; в удовлетворении от познания нового материала; в побуждении к дальнейшему приобретению знаний.
Условиями формирования учебно-познавательных мотивов в УИР выступают: осознание целей исследовательской работы, теоретической и практической значимости исследовательских знаний, эмоциональная форма изложение научного материала, мотивы личности студента (Е.С. Кузмин, В.М. Шепель, Б.А. Ду- бовиков и др.).
Положение, выдвинутое дидактами высшей школы, о том, что успех подготовки специалистов тем выше, чем больше структура познавательной деятельности в вузе приближается к практической, в ходе которой у студентов возникает потребность в новых знаниях, акцентирует обоснование идеи УИРС как стимула развития профессиональной мотивации личности в познавательной деятельности.
Так, являясь по своей природе дидактической формой, моделирующей предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности (использование в УИРС учебно-исследовательских задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью), УИРС признавалась важнейшим мотивационным фактором развития познавательной деятельности студентов. Предметный и социальный контексты УИРС способствовали формированию у студента более полного представления о многообразии профессиональных и социальных связей специалиста, проблемном характере будущей работы, получению эмоционально-целостного опыта.
Одним из важных стимулирующих факторов развития познавательной деятельности, складывающихся в условиях УИРС, педагоги выделяли воздействие на студентов первого курса научного авторитета преподавателей, ученых вуза. Для мотивации к исследовательской деятельности большое значение имели информация о научных достижениях, научно-исследовательских учреждениях, научно-методическая работа вуза.
Важным средством стимулирования исследовательской деятельности студентов являлась популяризация их результатов среди общественности: доклады на научных конференциях, публикации, соревнования и смотр достижений студентов. Благодаря этому исследовательская работа воспринималась студентами как общественно-значимая работа, как подготовка к общественной и профессиональной деятельности. Стимулирование учения связывалось и с потенциальными возможностями способов, приемов и средств обучения, используемых в УИРС.
К приемам, средства и способам, стимулирующим познавательную деятельность студентов, относили:
- проведение лекционных и семинарских занятий в форме организации дискуссий, диалогического общения его участников, споров, анализа парадоксальных и конфликтных ситуаций, диалогов, размышлений в слух, стимулирующих развитие самостоятельности мышления, формирование таких ценных качеств, как ответственность за принятое решение, сотрудничество, стремление к цели, умение защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли;
- проведение лабораторно-практических занятий на основе исследования конкретной теоретически или практически значимой проблемы, систематическом выполнении нестандартных заданий; – выполнение нетиповых заданий в ходе учебных и производственных практик;
- выполнение исследовательских работ «сквозного» характера, что, в свою очередь, стимулировало формирование умений использования множества различных специальных приемов эксперимента: анализ, синтез, обоснование, коррекцию и т. д.;
- использование ЭВМ, по своим возможностям позволяющих широко внедрять в учебный процесс методы проблемно-гипотетического моделирования с преимущественным использованием форм поисковой самостоятельной работы студентов.
Многочисленные исследования психологов и дидактов в области процессов педагогического стимулирования показывают, что учебно-исследовательская работа студентов имела непосредственное стимулирующее влияние на развитие целостной личности, ее мотивационной сферы, где главным образом переплетаются и развиваются разные системы мотивов – социальная и профессиональная, мотивация достижения, познавательная мотивация.
Объективно заданная целевая установка на учебно-исследовательскую работу в качестве фактора становления и формирования профессиональной компетентности, принималась и переживалась студентом как личностно-значимая цель учения, связанная с профессиональной самореализацией.Задача состояла в том, чтобы максимально, с помощью разнообразных средств активизировать процесс перехода внешних стимулов во внутренние стимулы учения студента, становление интереса к исследовательской деятельности, осознании её роли в профессиональном самоопределении раскрытие новых возможностей своей личности. Это, в свою очередь, объективно связывается с характером позиции преподавателей и студентов в условиях учебно-исследовательской работы как субъектов деятельности, с характером их взаимоотношений.
Так педагоги-ис- следователи пришли к выводу, что познавательную активность студента значительно повышает не только реальное участие в УИРС, но и наличие непосредственного интереса к ней. Познавательный интерес стал предметом научных исследований Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Д.Н. Большакова, Л.В. Бла- гонадежиной, В.Б. Бондаревского, Н.А. Бородовициной, Л.А. Гордон, Л. Гурьевой, М.Н. Данилова, В.Г. Иванова, В.Н. Колбановского, В.А. Кру- тецкого, В.Н. Мясищева, А.А. Невского, Т.Н. Панкратова, Г.И. Петровой, Т.М. Рождественской, Е.Ф. Рыбалко, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, В.Д. Шадрикова и др. [1; 2; 5; 6; 9; 10; 13; 14].
Правильное использование в учебно-воспитательном процессе высшей школы познавательных интересов студентов, способствовало перестройке мотивов учебной деятельности в направлении осознанной потребности. Ильиной Т.А. было установлено, что на формирование личности и ее психологическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают только знания, основанные на познавательном интересе.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу