Творчество ренессанса

Эпоха Возрождения знаменита расцветом философии, ремесел, политической мысли и науки. Но самое замечательное явление того времени – это возрождение живописи. Творчество Сандро Боттичелли (1445–1510) отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира.

Именно в это время идут активные поиски в области отображения линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть.

И Боттичелли изображал его сквозь призму видения нарождающейся эпохи.Образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяет нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды.

Иными словами – наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками Раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует как ни у кого другого глубочайший психологизм. Об этом свидетельствуют картины “Весна” и “Рождение Венеры”.

Творчество трех итальянских гениев – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля считается вершиной эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый. Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он придумал танк и вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска “Тайная вечеря” – вершина философской живописи.

Интересно
Леонардо изобразил тот момент, когда Иисус Христос сказал своимученикам:“Один из вас предастменя”. В позах, жестах, лицах двенадцати человек великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей. Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии отразились в самом удивительном творении итальянского мастера – в шедевре, с которым связано огромное количество исследований, научных гипотез и легенд. Это – “Джоконда”. Вазари писал, что “он – портрет Джоконды – казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной”.

Обычная жизнь с ее суетой казалась Леонардо незначительной в сравнении с его замыслами. Однако и их он часто оставлял, не доведя до конца, увлекаясь новыми идеями. Его набросков, планов хватило бы на десять гениев. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки подобно Леонардо. Но как скульптор и живописец он, может быть, даже превзошел своего великого современника. Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. За четыре года работы он один расписал потолок площадью в пятьсот квадратных метров. Эту роспись можно сравнить с “Божественной комедией” Данте.

В отличие от Леонардо, который величественно удалялся от обыденной жизни, Микеланджело был человеком страстным, темпераментным. Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований. В минуты отчаяния он написал стихи, в которых проклинал свое время:

Отрадно спать, отрадней
камнем быть.
О, в этот век, преступный
и постыдный,
Не жить, не чувствовать
– удел завидный.

По проекту Микеланджело был реконструирован центр Рима – Капитолийский холм – и возведен собор святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле. По сравнению с величественным Леонардо и неистовым Микеланджело Рафаэль Санти (1483–1520) видится скромным юношей. Но и его называют гением, титаном, гигантом Возрождения!

Рафаэль не последовал дорогой своих великих современников, он создал свою – лирическую, поэтическую живопись. Мягкость и нежность характера Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. В Ватиканском дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знамениты две его фрески – “Парнас” и “Афинская школа”.

Самая знаменитая картина Рафаэля – “Сикстинская мадонна”. Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. Умер Рафаэль очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой, веком Рафаэля.

Высокое Возрождение характеризуется гармоничным объединением искусств, где предполагается равноправие скульптуры с живописью и архитектурой. Искусство высокого Возрождения, безусловно, не исчерпывается перечисленными именами. В это же время работали Джорджоне, Тициан, Эль Греко (Испания), Брейгель Старший, Иеронимус Босх (Нидерланды), Давид. Микеланджело Петрарка. Фреска работы Джотто  Альбрехт Дюрер (Германия).

От Ренессанса в новоевропейской культуре идет почитание художников. Теперь их смело относят к великим людям. Со временем великими людьми станут считать художников даже в большей степени, чем полководцев и государственных деятелей. Ренессанс пока таких акцентов еще не делал. Но очень характерно, что именно Возрождение сделало возможным создание “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” Джорджо Вазари.

Восхищение художником, которое присуще Возрождению и чуждо предшествующим эпохам и течениям в культуре, связано с тем, что именно в художнике видели человека в его выражении, человека по преимуществу.

Между человеком и Богом для ренессанских гуманистов не было абсолютного различия. Единство человека и Бога гуманисты видели в том, что Бог, как и человек, – это мастер, только один из них создал мир, тогда как человеку еще предстоят созидательные усилия. Оба они – художники, творчество их имеет разные масштабы, но по существу своему оно одно и то же.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)