Целеполагание в процессе управления

Процесс планирования позволяет четко сформулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.

«Базовый каркас» планирования на предприятии составляет процесс целеполагания (постановки целей).

Наиболее распространенными направлениями, по которым на предприятиях устанавливаются цели, являются следующие:

  • прибыльность, отражаемая в показателях величин прибыли, рентабельности, а также прочих – например, дохода на акцию и т.п.;
  • положение на рынке, характеризуемое показателями доли рынка, объема продаж, относительной (по отношению к конкуренту) доли рынка, доли отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
  • производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
  • финансовые ресурсы, зависящие от структуры капитала, движения денег в организации, величины оборотного капитала и т.п.;
  • мощности организации, выражаемые в показателях размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;
  • разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые критериями величины затрат на выполнение проектов в области НИР, сроков введения в действие нового оборудования, сроков и объемов производства продукта, сроков введения нового продукта, качества продукта и т.п.;
  • изменения в организации и управлении, отражаемые показателями, устанавливающими задания по срокам организационных изменений и т.п.;
  • человеческие ресурсы, характеризуемые с помощью критериев численности, структуры кадрового состава, количества прогулов, текучести кадров, повышения квалификации работников и т.п.;
  • работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб, рекламаций со стороны покупателей и т.п.;
  • оказание помощи обществу и сотрудникам (в рамках осуществление мероприятий по социальной ответственности бизнеса), характеризуемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций, объем затрат на экологию и сохранение окружающей среды, объем социальной помощи и т.п.

Цели необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели определены неверно, это может привести к очень серьезным негативным последствиям.

Накопленный опыт по целеполаганию позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими. Но в то же время они не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении осуществляется функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цели. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения.

В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей.

В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники.

На любом крупном предприятии, имеющем несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)