Характеристики организации

Организация — социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Р. Дафт в своей работе определяет организацию как социальную целостность, которая направлена на некую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой.

Отсюда вытекают следующие требования к (они же и характеристики) организации:

  • наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью группы;
  • наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
  • наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

В целом характеристики организации подразделяются на два типа: структурные и контекстные:

Структурные дают возможность определить особенности внутреннего строения организации, описать их количественно и сравнивать организации между собой на основе этих описаний.

Контекстные характеристики описывают организацию в целом, включая ее размер, технологии и оборудование, которые она использует, а также цели, которые преследует. Они описывают и окружающую обстановку, которая влияет на организацию и формирует ее структурные характеристики.

Выделяют такие характеристики организации, как размер и уровень сложности, формализация, рациональность, иерархическая структура и специализация.

Очень часто размер организации определяет характер межличностных отношений в ней. В больших организациях
межличностные отношения в значительной степени утрачивают свою непосредственность.

Сложность организации, как отмечает А. Н. Занковский, связана со степенью дифференциации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии и степень территориального распределения ее подразделений.

Формализация отчасти является результатом установления того или иного размера организации и отражает потребность в структурированном контроле. Отсутствие непосредственных контактов в большой организации не позволяет работникам формировать общие основания для взаимодействия.

При этом заранее сформированные и разработанные установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников, служат ориентирами для различных форм взаимодействия, т.е. могут выступать устойчивыми поведенческими ориентирами. Они могут охватывать как общие, так и специфические формы поведения и даже отдельные действия.

Интересно
Создание организационной структуры предполагает упорядочение социальной и социотехнической системы. Система должна быть рациональной, т.е. основываться на логике и научном знании. Это и характеризует рациональность. Поведение каждого работника должно быть ориентировано на достижение организационной цели. Только целенаправленное поведение позволяет эффективно использовать ресурсы организации, в том числе и человеческие.

Рациональность также достигается дроблением цели на отдельные более мелкие задачи, которые поручаются подразделениям организации.

Другими словами, выполнение элементами своих задач способствует достижению цели всей организации.

Иерархическая структура во многом является отражением системы задач и целей организации.

Иерархия — это наличие различных властных полномочий на разных организационных уровнях, цепочка  формальных взаимоотношений «руководитель — подчиненный», идущая от вершины организационной пирамиды до ее основания и связывающая всю организацию воедино.

Степень власти и объем властных полномочий на каждом уровне могут быть определены исходя из возможностей индивида (управленца) контролировать материальные и трудовые ресурсы.

Еще одной немаловажной характеристикой организационной структуры является специализация. Она связана с определенным группированием деятельностей, выполняемых отдельными индивидами.

Набор действий, предписываемых определенной должности или отдельному индивиду, должен быть рациональным с точки зрения эффективности. Специализация может быть двух форм — как разделение труда и как профессионализация.

При специализации как разделении труда конкретная задача на основании анализа делится на элементы, повторяемость которых выше, а сложность значительно ниже всей задачи. Это позволяет упростить обучение и замену персонала.

Специализация как профессионализация касается не задачи, а знаний и навыков индивида. Профессионализация означает формирование комплекса знаний и навыков, которые в силу своей сложности, динамичности и/или уникальности не могут быть сведены к отдельным операциям, доступным практически любому члену организации.

Культура организации представляет собой набор основных ценностей, убеждений, взглядов и норм, общих для всех работников. Эти ценности могут касаться этики поведения, требований к работникам, эффективности или обслуживания покупателей, и именно они являются тем «цементом», который скрепляет структуру организации.

Культура организации нигде не записана, но ее можно обнаружить в том, какие истории рассказывают в организации, в ее лозунгах, официальных мероприятиях, манере служащих одеваться и расположении служебных помещений.

Окружающая среда включает все, что связано с организацией, но находится за ее пределами. Ключевые моменты окружающей среды — это области деятельности организации, правительство, покупатели, поставщики и финансовая среда. Элементами окружающей среды, наиболее сильно воздействующими на организацию, часто являются другие организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)