Расходы предприятия

Снижение затрат достигается комплексом мер, в числе которых: оптимизация производства, работа с персоналом, налоговое планирование и оптимизация, пересмотр инвестиционных и операционных расходов, реструктуризация кредитного портфеля, автоматизация операций и другие.

Все расходы предприятия можно подразделить на:

  • прямые – зависят от объема производства, выполненных услуг или работ;
  • косвенные — включают общепроизводственные и общехозяйственные затраты, управленческие расходы.

Более узкая классификация по отношению к операционному процессу и в зависимости от объема продукции предполагает следующую группировку затрат на условно-постоянные и переменные:

Переменные расходы прямо пропорциональны объемам производства. Чем больше компания выпускает продукции, тем выше затраты: покупка сырья, доставка продукции, оплата ГСМ и электроэнергии, зарплата рабочим.

Условно-постоянные никак не зависят от производственных процессов и возникают даже при простое предприятия: арендные и некоторые коммунальные платежи, зарплата администрации, проценты по кредитам.

Основное правило в ходе минимизации затрат — сокращать по максимуму условно-постоянные (или фиксированные) затраты. При уменьшении прибыли покрыть их будет сложнее. Переменные расходы зависят от объема продаж, поэтому их снижают по минимуму.

Основными направлениями снижения затрат являются:

  • сокращение фонда оплаты труда (действующее законодательство допускает сокращение заработной платы работников в одностороннем порядке. Но: для снижения затрат на персонал нужны веские основания). Оно достигается в том числе и за счет сокращения рабочего времени, норм выработки;
  • высвобождение персонала (сокращение штата);
  • экономия на закупаемых материалах и сырье (часто – в ущерб качеству готового продукта);
  • кооперирование с другими компаниями для закупки крупных партий у поставщика, чтобы получить скидку за объем;
  • переход на самостоятельное производство необходимого сырья или материалов;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • снижение затрат за счет оптимизации логистики;
  • оптимизация затрат на маркетинг и т.д.

Необходимо отметить, что разработка программы по снижению расходов реализуется в несколько этапов:

  • организация систематического и корректного учета всех расходов на предприятии во всех необходимых аналитических разрезах;
  • правильная группировка расходов;
  • выбор приоритетов сокращения групп расходов с учетом поддержания требуемого темпа деловой активности, требуемого уровня прибыльности и рентабельности.

Важно оценить, насколько каждая статья затрат важна для компании, для чего разделим расходы на группы:

  • высокоприоритетные – затраты на основные процессы, без которых производство не сможет функционировать нормально: оборудование, сырье, материалы;
  • приоритетные – существенное урезание может привести к сбоям в работе: программное обеспечение, маркетинг;
  • допустимые – расходы, которые влияют на лояльность клиентов и сотрудников, например бесплатный кофе для посетителей, бонусы за хорошую работу;
  • ненужные – лишние расходы, которые не влияют на прибыль и без которых можно обойтись;
  • реализация аналитических процедур: оценка динамики, изменений затрат по периодам времени, оценка влияния уровня групп расходов на финансово-экономические результаты деятельности предприятия и т.д. с целью определения ненужных расходов;
  • определение методов сокращения затрат;
  • составление бюджета (в том числе прогнозной себестоимости, выраженной прогнозной калькуляцией (на единицу продукта) или сметой затрат на производство и реализацию продукции).

Также сюда относится и разработка плана, выполнение и контроль мероприятий по реализации бюджетных приоритетов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)