Понятие и сущность маркетинговых исследований

Сущность маркетинговых исследований заключается в проведении комплекса мероприятий по изучению и анализу предпочтений, желаний и поведения потребителей, стратегий и тактик конкурентов, а также других факторов и элементов, влияющих на экономическое состояние рынка.

В маркетинговые исследования частично входят такие понятия как прикладная социология, практическая психология, бизнес-анализ и т.д.

Как следует из самого понятия, основные задачи маркетинговых исследований сводятся к получению максимально объективных знаний о рынке, способных оказать значительную пользу при формировании стратегии и тактики компании с целью дальнейшего укрепления позиций на рынке.

Основная задача и целевая ориентация маркетинговых исследований заключается в поиске такой области рынка, в которой спрос на товары или услуги, производимый предприятием, будет максимальным, и условия для работы компании в этом сегменте будут наилучшие. При этом учитываются как экономические, организационные и технологические возможности самого предприятия, так и непосредственно состояние рынка по различным категориям.

Задачи маркетинговых исследований:

  • методическое обеспечение деятельности;
  • характеристика конъюнктуры рынка.

К первой группе относятся такие задачи, как анализ динамики и свойств рынка, оценка возможностей и действий субъектов рынка, определение перспектив развития рынка и выявление закономерностей динамики рынка.

Ко второй группе относится: установление предмета и объекта исследований, сбор данных для анализа и выбор методов для проведения исследования.

Для обеспечения максимально возможной эффективности в этой области были разработаны и внедрены в практику принципы маркетинговых исследований: объективность, точность и тщательность.

Принцип объективности предполагает сбор и анализ всей возможной и доступной информации и её рассмотрение со всех возможных сторон и точек зрения.

Принцип точности означает, что все собираемые данные должны иметь необходимую степень достоверности, и не должны быть неоднозначными в понимании.

Принцип тщательности говорит о том, что получение информации в ходе маркетинговых исследований должно быть спланировано должным образом, а анализ должен отвечать предусмотренным стандартам качества.

К основным объектам маркетинговых исследований относят исследования:

  • рынка;
  • потребителей;
  • конкурентов;
  • товара;
  • цены;
  • товародвижения;
  • продвижения.

Каждый из этих объектов характеризуется рядом исследуемых показателей, анализ которых позволяет дать общую характеристику его состояния.

В маркетинговых исследованиях выделяют следующие объекты и показатели:

  • масштаб рынка: объем, структура, динамика продаж (сбыт, реализация), предложение, спрос на МФТ и услуги;
  • тенденции развития рынка: темпы роста и тренды продаж, цен, прибыли и т.д.;
  • характеристики устойчивости рынка: вариабельность продаж, цен; сезонные колебания и цикличность развития;
  • жизненные циклы товаров, услуг: динамика реализации с момента внедрения на рынок;
  • сегментация рынка и потребителей: целевые сегменты рынка и целевые аудитории потребителей;
  • конъюнктурные оценки рыночной ситуации — оценка состояния рынка с привлечением экспертов и др.

Маркетинговые исследования направлены на получение маркетинговой информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)