Трудовые функции и компетенции проектирования

Трудовые функции и компетенции проектирования в профессиональных и образовательных стандартах. Проектирование осуществляется в разных сферах жизнедеятельности людей, в том числе, в экономических областях.

В каждой области профессиональные стандарты или иные нормативные документы отражают трудовые функции соответствующих специалистов. В качестве иллюстрации используем профессиональный стандарт «Специалист по управлению проектами и программами в ракетно-космической промышленности (РКП)».

Обобщенная трудовая функция А (Разработка проекта или программы в РКП) включает следующие трудовые функции:

  1. Составление паспорта проекта или программы в РКП.
  2. Составление проектно-сметной документации на проект или про- грамму в РКП.
  3. Проведение работ по направлению проектной деятельности по проекту или программе в РКП.
  4. Управление затратами на проект или программу в РКП.

Обобщенную трудовую функцию В (Управление проектом или программой в РКП) составляют следующие функции:

  1. Управление инициацией проекта или программы в РКП.
  2. Управление планированием проекта или программы в РКП.
  3. Управление организацией исполнения проекта или программы в РКП.
  4. Управление контролем исполнения проекта или программы в РКП.
  5. Управление завершением проекта или программы в РКП. Обобщенная трудовая функция С (Управление проектной деятельностью в РКП) включает следующие функции.
  6. Координация деятельности руководителей проектов или программы в РКП.
  7. Управление ресурсами проектов, программ в РКП.
  8. Управление стоимостью проектов, программ в РКП. 4.Управление качеством проектной деятельности в РКП.
  9. Управление изменениями проектов, программ в РКП.
  10. Принятие инвестиционных решений по проектам и программам, инициируемым в РКП.
  11. Управление рисками проектов, программ в РКП.
  12. Управление знаниями, полученными в ходе реализации проектной деятельности в РКП.

В управлении проектами принято выделять два главных подхода: традиционный формализованный и гибкий.

  • Рассмотренные выше функции иллюстрируют традиционный проектный менеджмент, который охватывает пять процессов:
    «инициация (определение целевого результата проекта и требований к продукту проекта);
  • планирование (осуществление детализации целевого результата проекта, состава работ, формирование календарного плана и бюджета проекта, выявление заинтересованных сторон, оценка рисков);
  • исполнение (осуществление работ проекта согласно плану); мониторинг и контроль (отслеживание, анализ, регулирование хода и эффективности исполнения проекта в соответствии с планом);
  • завершение (сдача заказчику результатов проекта или взаимодействие с заказчиком по улучшению характеристик результата проекта, осуществление поддержки результатов проекта).

К гибким методам управления относятся «Agile Modeling (АМ), Agile Unified Process (AUP), Agile Data Method (ADM), Scrum, Lean, Kanban, Six Sigma, PRINCE2, Feature driven development (FDD), Extreme Programming (XP), Dynamic Systems Development Method (DSDM), Essential Unified Pro- cess (EssUP), Getting Real (GR), OpenUP (OUP)» и др.

Гибкие технологии проектирования ориентированы на людей. Манифест Agile содержит следующие ключевые постулаты:

  1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Agile-Манифест содержит также 12 принципов, характеризующих методологию «гибкого проектирования».
  5. Наивысшим приоритетом для нас является удовлетворение потребностей заказчика, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.
  6. Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки.
  7. Agile-процессы позволяют использовать изменения для обеспечения заказчику конкурентного преимущества.
  8. Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.
  9. На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.
  10. Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
  11. Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
  12. Работающий продукт — основной показатель прогресса.
  13. Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно. Agile помогает наладить такой устойчивый процесс разработки.
  14. Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
  15. Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
  16. Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.
  17. Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.

Переход к гибким методам управления еще раз подчеркивает необходимость формирования мягких умений у обучающихся. Подготовка к деятельности проектирования будущими специалистами происходит в образовательном процессе вуза.

Результатом же является освоение компетенций проектирования, которые могут иметь как универсальный характер, так и быть строго специализированными (общепрофессиональными или профессиональными).

Вследствие этого проектирование трактуется в образовательных стандартах как универсальные компетенции. Эти группы компетенций рассмотрим в комплексе, поскольку в ФГОС они рассматриваются последовательно, представляя разные уровни владения компетенциями проектирования.

Компетенция проектирования в ФГОС 3 ++ на уровнях бакалавриата и магистратуры определена как универсальная и представлена в стандартах следующими формулировками (табл. 1).

На уровне аспирантуры владение данной компетенцией должно развернуться и приобрести профессионально ориентированную и научно-исследовательскую направленность: способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки8 (УК-2).

Таким образом, на последовательно пройденных уровнях образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура) студенты должны освоить компетенции проектирования и управления проектами. Универсальный характер компетенции и формат ФГОС не позволяет глубоко раскрыть данную компетенцию, содержание деятельности проектирования, поскольку проектирование в любой сфере имеет свою специфику.

Обобщение информации о компетенциях проектирования и управления проектами, а также уточнение методом экспертных оценок позволило нам сформулировать общепрофессиональные компетенции проектирования.

Компетенции на стадии разработки проекта:

  • разработка технического предложения;
  • разработка эскизного проекта;
  • разработка (создание) технического проекта;
  • разработка рабочей конструкторской и технологической документации на изготовление опытного образца;
  • изготовление опытного образца;
  • проведение испытаний опытного образца;
  • организация и проведение испытаний;
  • подготовка производства, утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий.

Компетенции на стадии производства и эксплуатации:

  • корректировка конструкторской и технологической документации по выявленным скрытым недостаткам;
  • разработка эксплуатационной документации.

Компетенции управления проектами:

  • поиск или организация предприятия для массового производства продукции;
  • обеспечение финансирования производства;
  • ресурсное обеспечение проектирования, распределение ресурсов. Проектирование может быть индивидуальным и групповым (командным).

Группы компетенций участия в командной работе, руководства командой, распределения обязанностей в ней и осуществления коммуникации между членами команды и с другими людьми для студентов всех уровней также относится к числу универсальных (табл. 2).

Они рассматриваются на разных уровнях образования и на каждом уровне имеют разные формулировки. Соответственно, изменяются цели освоения этих компетенций на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В ФГОС 3+ аспирантуры11 эти компетенции сформулированы следующим образом:

  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно- образовательных задач (УК-3);
  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4).

Все перечисленные виды компетенций, с одной стороны, необходимы участникам проектного обучения, а с другой стороны, они осваиваются на более высоком уровне при использовании проектного метода в образовании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)