Теория работы в малых группах

Проекты реализуются индивидуально или в проектной группе (команде). Поскольку при изучении дисциплины «Теория и методика профессионального образования» реализуются групповые проекты, рассмотрим процедуры их формирования, а также развития универсальных компетенций в групповой работе.


При реализации проектов образуют команды для их разработки. Для их обозначения используются разные термины: коллективы, команды, малые группы близкие по смыслу. При этом каждый термин имеет свою специфику.

По мнению К.К. Платонова «коллектив – группа людей, объединенная общей деятельность, конечная цель которой совпадает с целью общества». Понимание сущности группы зависит от целей исследователя и от контекста ее рассмотрения в рамках решения задач исследования.

Группа (людей) – это «социологическая категория, изучаемая социальной психологией как взаимодействующая общность».

Группы могут быть неорганизованными, внешне организованными, внутренне организованными (коллективы) и группы, с совпадающей внутренней и внешней организацией.

Д. Картрайт и А. Зандер определили специфические характеристики людей, образующих группу – они:

  • часто взаимодействуют;
  • идентифицируют себя как как члены группы;
  • определены другими людьми как члены группы;
  • имеют общие нормы при рассмотрении групповых интересов;
  • выделяют друг друга;
  • ощущают полезность группы;
  • преследуют общие цели;
  • имеют коллективное восприятие их единства;
  • имеют тенденцию действовать унитарным способом к окружающей среде.

Малая группа является проводником влияния общества на индивида. Малая группа включает от 2–3 до 20–30 человек. Малая группа называется коллективом, если обладает общностью социальной цели и высокой сплоченностью в интересах общества.

Для таких малых групп характерны свойства «нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности». При этом работа членов малой группы создает синергетический (нададдитивный) эффект. Коллективом правильнее назвать определенный уровень, достигаемый группой при ее развитии.

В малой группе каждый участник должен принимать активное участие по достижению общей цели. Возможные роли участников группы: руководитель или фасилитатор; регистратор; журналист; аналитик; наблюдатель; слушатель и / или др.

Л.И. Уманский выявил шесть уровней развития малой группы:

  • конгомерат;
  • номинальная группа;
  • ассоциация;
  • кооперация;
  • автономия;
  • автономия;
  • коллектив (или корпорация).

На основе этих определений и свойств понятно различие между группой и коллективом, который представляет собой высший уровень развития алой группы. В то же время трактовка этих понятий часто зависит от понимания автора, поэтому порой малой группе приписываются признаки коллектива.

Интересно
Сопоставление этих понятий в рамках одной концепции затруднительно, поскольку термин «коллектив» более характерен для советского периода времени, а термины «малая группа», а особенно «команда» чаще используют в современных источниках информации.

Использование малых групп в учебным целях, по мнению М.А. Чошанова предусматривает:

  • «индивидуальное решение задачи каждым участником группы;
  • активное участие всех участников в дискуссии при принятии итогового решения;
  • обязательное пребывание каждого участника в роли лидера хотя бы один раз;
  • активное участие в работе заключительного этапа (представление результатов работы)».

Обязанности в малых группах распределяются между членами группы, в соответствии с компетентностью членов команды и с задачами их развития. Групповое обучение основывается на принципах: социального взаимодействия, позитивной взаимозависимости, личной отчетности, равной доли участия каждого.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)