Анализ сильных и слабых сторон существующего образовательного процесса

Очевидно, что «западание» тех или иных компетенций является следствием недолжного качества образовательного процесса. Также очевидно, что достаточно сложно установить связь между реализацией образовательного процесса и его результатами, поскольку они проявляют себя не сразу.

Тем не менее, для повышения качества образовательного процесса проведение его анализа является необходимым и информативным. Существуют разнообразные точки зрения на понятие качества образовательного процесса и на выявление критериев качества.

Оценка качества образовательного процесса может осуществлять по укрупненными критериям:

  • качества проекта;
  • качества учебно-педагогического взаимодействия в реальном образовательном процессе;
  • соответствия реального процесса проект.

Охарактеризуем предлагаемые нами критерии оценивания качества образовательного процесса. Учитывая не формализуемый характер образовательного процесса, назовем как формальные, так и неформальные критерии качества.

Критерии качества проекта образовательного процесса. Для систематизации их оценки можно обратиться к компонентам образовательного процесса, выраженным в проекте (модели).

Формальными критериями качества содержания образования служат:

  • наличие поставленной цели достижения определенного ожидаемого результата;
  • динамичность / статичность целей;
  • соответствие спроектированных содержания, методов, организационных форм поставленным целям;
  • полнота отражения в содержании образования аспектов необходимого социального опыта;
  • точность отражения в содержании образования связей в реальном мире и науке;
  • размерность (по количеству дисциплин) и полнота (по количеству содержательных направлений в каждой дисциплине) межпредметных связей.

Неформальные критерии качества:

  • соответствие содержания образования, проектируемых методов и форм взаимодействия сущностным свойствам преподавателя и студентов;
  • эмоциональное и ценностное отношение студентов к изучаемой дисциплине, к профессии;
  • гуманизм как ценность;
  • целостная картина мира (как компонент мировоззрения инженера, учителя и др.).

Качество учебно-педагогического взаимодействия характеризуется следующими формальными критериями:

  • квалификация (компетентность) участников;
  • размерность (содержание деятельности, ее разнообразие); полнота и глубина деятельности и взаимодействия (их насыщенность); психическая напряженность; утомление; физическое здоровье.

Неформальные критерии:

  • внутренняя гармония между преподавателем и студентом; взаимопонимание;
  • согласованность (синергия) их деятельности;
  • активность, субъектные проявления студента образования.

Системность критериев достигается за счет адекватности методов и форм как целям, так и достижениям студентов; их соответствия содержанию образования и условиям; преемственности в использовании методов; субъект-субъектности взаимодействия как иерархически главного элемента; направленностью совместной деятельности (взаимодействия) на снижение ее «энергозатратности»; рационального использование средств).

Критериями качества управления образованием являются:

  • направленность управления на обеспечение качества образования;
  • реализация субъектами научно-образовательного процесса функций управления (самоуправления);
  • создание условий для его реализации.

Качество процессов сопровождения имеет следующие формальные критерии качества:

  • количество мероприятий (по социальной защите, здоровьесберегающие, обеспечивающие благоприятный психологический климат, способствующий синергии взаимодействия субъектов в образовательном процессе и др.), количество их участников, количество учебных дисциплин, на базе овладения которыми проводится данное мероприятие;
  • площади помещений, количество оборудования, его уровень, количество и оснащенность лабораторий; в числе формальных критериев квалификации кадров: количество докторов и кандидатов наук, количество публикаций, авторских свидетельств, выступлений на конференциях разного уровня, количество подготовленных докторов и кандидатов наук, количество в срок защищенных диссертаций и др. критерии, имеющие количественное выражение.

Неформальные показатели качества процессов сопровождения включают:

  • любовь преподавателя к своей профессии;
  • гуманизм по отношению к студентам;
  • отношение студентов к образованию, к продолжению образования, к университету и преподавателю;
  • личные ценности, воспитанные под воздействием того или иного педагога.

По результатам анализа качества образовательного процесса, приводящего к недостаточности овладения студентами какой-либо компетенцией, часть выявляются:

  • отсутствие специалистов в области преподавания какой-либо специальной дисциплины, направленной на овладение данной компетенцией;
  • нерациональное соотношение между лекционным и практическим материалом (чаще – недостаточность последнего), между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студентов;
  • сведение содержания образования к когнитивному опыту;
  • оторванность содержания практических заданий от реальных профессиональных задач;
  • слабые межпредметные связи;
  • нарушение логики освоения компетенции;
  • использование нерациональных методов учебно-педагогического взаимодействия;
  • создание недоверительной, непартнерской атмосферы учебно-педагогического взаимодействия;
  • преобладание репродуктивных методов образования и др. Выявленные недостатки являются предпосылками для разработки образовательного процесса более высокого уровня качества.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)