Разработка проекта методического замысла освоения студентами актуальной компетенции

Прежде всего, определим основные ориентиры разработки методического замысла.

Во-первых, цель является системообразующим компонентом образовательного процесса по освоению студентами, поэтому содержание образования в проекте, методы учебно-педагогического взаимодействия, организационные формы образовательного процесса и контрольные мероприятия должны соответствовать поставленной цели (рис. 5).

Во-вторых, любая компетенция должна осваиваться при изучении комплекса учебных дисциплин и при этом постепенно, от курса к курсу, от семестра к семестру. Между ними на основе этой цели должны выстраиваться межпредметные связи.

Следует определить, на каком уровне и в каком аспекте должна осваивать компетенция на первом курсе (по каждой задействованной дисциплине), т.е. ожидаемые результаты надо представить как сложное, разветвленное образование, которое по каждой дисциплине, на каждом курсе имеет свои характерные признаки.

В-третьих, важно не только то, на каком теоретическом содержании осваивается компетенция.

Компетенция – это, прежде всего, способность применить знания в профессиональной деятельности. Нужно включать содержание деятельности, которая должны быть освоена студентами.

Важно выбрать рациональное содержание между формами реализации образовательного процесса (лекционной, практической, самостоятельной работой).

Разработка проекта методического замысла освоения студентами актуальной компетенции

В-четвертых, надо уделять внимание вопросам воспитания. К ним относится формирование ценностных установок и личностных качеств, важных для профессии.

Важным значимым фактором воспитания являются пример преподавателя (высказывание им своих позиций, взглядов, отношений) и мнения других людей, например, ученых или известных личностей.

В соответствии с этими ориентирами разрабатываются компоненты проекта, каждый из которых обусловлен целью: проект содержания образования (междисцлинарного, последовательно-параллельного, уровневого, профессионально ориентированного), проект учебно-педагогического взаимодействия (субъект-субъектного, побуждающего студентов к самостоятельной деятельности и к самоуправлению ею), проект контрольно-оценочных мероприятий.

При проектировании содержания образования следует обратить внимание на отражение в нем следующих аспектов человеческого опыта:

  • опыт когнитивной деятельности;
  • опыт практической деятельности;
  • опыт творческой деятельности;
  • опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к жизни.

Содержание проектируется на основании осваиваемой компетенции, и подбирается таким образом, чтобы способствовать ее освоению студентами.

Содержание должно не только изменяться, но и постепенно усложняться структурно (вслед за усложнением требований к осваиваемой компетенции от семестра к семестру).

Интересно
В проектировании содержания образования студенты должны принимать посильное участие, для того чтобы индивидуализировать образовательный процесс, приблизить содержание к индивидуальным познавательным и профессиональным потребностям каждого студента.

Подбираемые методы и организационные формы образования должны готовить студентов к участию в производственных отношениях. Предпочтение отдается контекстным, квазипрофессиональным методам, проблемному и исследовательскому методам, методу проектов.

По возможности приветствуется включение студентов в реальные исследования и проекты, разрабатываемые в подразделениях университета. Также полезны методы имитации отношений и процессов в профессиональной деятельности (деловые и ролевые игры, компьютерное моделирование), общение с представителями организаций и предприятий.

Особенностью проектирования контрольно-оценочных мероприятий является необходимость измерения освоения студентами актуальной компетенции. Желательно показать, что требования к ее освоению в разных семестрах разные, следовательно, измерения ее владения студентами тоже должны быть различными и изменяться от семестра к семестру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)