Требования к манере ораторской речи

Принято считать, что публичная речь — это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как «речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника».

Однако «речь, обращенная к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника», вероятно, возможна лишь в виде внутренней речи, речи «про себя». Речь же звучащая рассчитана на собеседника и на его реакцию, которая выражается словами или проявляется в мимике, позе, жестах… Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения или передачи информации, выражения отношения, выяснения истины
.

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. И это требует от оратора дополнительных усилий. Американский специалист в области ораторского искусства

Ф. Снелл указывал на следующие трудности, с которыми сталкивается оратор:

  • нельзя прервать выступление, когда хочется;
  • нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
  • трудно понять отношение аудитории к себе;
  • слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, в том числе и на телевидении;
  • нельзя вести себя так свободно, как хочется;
  • по выступлению о вас составят мнение, которое будет трудно изменить.

Существует несколько требований к монологическому публичному выступлению.

Простота и доступность изложения. Для того, чтобы главная мысль была понятной в изложении, прежде всего необходимо уметь ее четко формулировать самому себе: кто ясно мыслит, ясно излагает — это не пустые слова. Чтобы мысль эта стала доступной аудитории, она должна быть изложена просто и понятно. Для достижения простоты изложения прибегают к приему конкретизации, который предполагает выбор по преимуществу конкретной лексики. Необходимо избегать в речи слишком обобщенных наименований, следует заменять их известными и понятными всем словами.

Вместо «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы» лучше сказать «Это нужно врачам и учителям, медицинским сестрам и воспитателям детских садов».

Во многих случаях конкретизация способствует возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем исключительно логическое построение.

Конкретизация касается также формы, «упаковки» идей оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности целесообразно, приводя идею, указывать конкретные обстоятельства ее появления. Эти кажущиеся на первый взгляд лишними подробности являются «упаковочным материалом» идей и придают им правдивость. Слушатели же, обратив внимание на конкретную ситуацию, запомнят и идею. Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления (прием упрощения синтаксиса). Целесообразно избегать сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить из более простых и коротких предложений.

Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова, и нужно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить — дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение и повторить несколько раз в разных сочетаниях.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.

Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила:

  • цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей;
  • цифры лучше округлять;
  • статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции. П. Сопер приводит как серьезную ошибку оратора такой факт из публичного выступления: «В 1920 г. покупательная способность доллара по отношению к 1926 г., принятому на единицу, была 0,648, а в 1940 г. — 1,272». Следовало сказать: «В 1940 г. на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920 г.»;
  • не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва; население в 10 раз больше, чем в Воронеже; такого количества газа нам хватит, чтобыобогревать наш дом 2,5 года и т. д.;
  • надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

Краткость. Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил выступление на 1—2 мин раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

Решительное начало и решительный конец. Как начало, так и конец речи должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)