Трагическое и комическое в спорте

В марксистско-ленинской эстетике трагическое понимается как категория, характеризующая неразрешимый общественно–исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческими страданиями, ликвидацией важных для жизни ценностей.

Трагическое всегда связано с гибелью героя, противостоящего силам, имеющим всемирно–исторический характер. Причем эта гибель необходимо следует из логики борьбы, из того, что силы и возможности героя не соответствуют утверждаемым им идеалам.

В спортивной деятельности, по нашему мнению, нет оснований для проявления трагического, поскольку здесь не складываются такие ситуации. Конечно, в ходе спортивной борьбы встречаются случаи гибели спортсменов. Но они крайне редки, а самое главное необходимость этой гибели не только не предполагается, но в принципе исключена.

Спортивная борьба действительно требует крайнего напряжения сил, мобилизации всех физических и духовных ресурсов человека. Но ведь эта борьба ведется против равного соперника.

Средства этой борьбы всегда ограничены таким образом, чтобы исключить возможность нанесения тяжелых травм, увечий «противнику». Так что это условная борьба, которая при всей своей серьезности возможна только как игра физических и интеллектуальных сил.

Другое дело, что в определенных исторических обстоятельствах и ситуациях судьба спортсмена может сложиться трагично. Но это является следствием вовлечения его в сферу неразрешимых коллизий, возникающих в сложные моменты исторического процесса.

Спортсмены и спортивные организации логикой социального развития и классовой борьбы не только могут быть втянуты, но в конечном итоге обязательно втягиваются в глубокие конфликты современности. Они должны определять свою общественную позицию, свое отношение к тем или другим социальным явлениями процессам – к революции, национально–освободительной борьбе и т. д.

Спортсмены могут сознательно выбирать активную линию борьбы против сил реакции и последовательно проводить ее в сфере спорта, несмотря на грозящие за это страдания и даже гибель. В этом смысле трагична гибель олимпийского чемпиона поляка Я. Кусочинского, павшего от рук гитлеровцев, трагична судьба футболистов–динамовцев, бросивших вызов фашистским оккупантам в Киеве.

Трагично складываются судьбы многих американских спортсменов, отважно выступающих против расизма. Но, подчеркнем еще раз, трагическая ситуация никак не заложена в логике самой спортивной борьбы. А вот для проявления комического спорт предоставляет очень широкие возможности. Комическое, как возвышенное и трагическое, есть эстетическая форма осознания противоречий между неполноценным, отжившим, но претендующим на современность и значимость, содержанием и его формой, между важным действием и не соответствующим ему результатом, между высокой целью и негодным средством.

Комическое связано с нарушением внутренней гармонии, меры предмета или явления. Комическое, всегда связано с определенным критическим отношением к явлениям действительности, с оценкой их в соответствии с эстетическим идеалом.

В спортивной борьбе, поскольку это соревнование в общем–то дружески расположенных друг к другу людей, комическое проявляется чаще всего через такие свои формы, как юмор и ирония. Различного рода финты, обманные движения и обыгрывания зачастую содержат массу оттенков иронии: это и демонстрация превосходства собственной игровой техники, и тонкое подтрунивание над незадачливым соперником, и определенная насмешка над попыткой упрощенного, прямолинейного решения спортивной задачи.

Хитроумно разыгранная комбинация весьма часто ставит противника в смешное положение. И зрители, понимающие красоту спорта, очень тонко умеют подмечать и ценить эти нюансы комического, своевременно и с юмором реагируют на них. Спорт жизнерадостен и оптимистичен. Именно с этим связано богатство его комических возможностей. Юмор – смех дружелюбный, доброжелательный, помогающий увидеть и преодолеть имеющиеся слабости и недостатки.

Интересно
Другое дело, когда спорт фальсифицируется, когда действительная спортивная борьба в корыстных или утилитарных интересах подменяется разыгрыванием заранее определенных результатов. В этом случае комическая сторона приобретает форму сатиры. Спорт превращается в фарс, в пародию на самого себя, он обнаруживает утрату своей подлинной сущности в гротесковой и карикатурной форме.

Комическая сторона спортивной деятельности находит свое яркое выражение и в явлениях параспортивного порядка: в различного рода показательных выступлениях, в имитациях спортивной борьбы, в спортивных праздниках, когда– устраиваются .всякого рода шутливые соревнования, демонстрируются эксцентрические трюки, изготовляются неожиданные и смешные снаряды и оборудование.

Комическое в спорте глубоко гуманистично, проникнуто добротой и симпатией к человеку. Тем самым оно делает спорт еще более привлекательным в глазах людей.

Жизнеутверждающее веселье и задор спортивных соревнований и наибольшей степени соответствуют оптимистическому мироощущению советских людей. И не случайно с первых же лет Советской власти тема спорта стала одной из ведущих в нашем искусстве, а наиболее яркие и удачные кинокомедии – спортивные.

Таким образом, различные явления спорта составляют его эстетическое содержание прежде всего в той мере, в какой в них проявляется и воплощается прекрасное, возвышенное, героическое, комическое и другие эстетические ценности. Эти ценности, как было показано выше, весьма широко представлены в области спорта.

В связи с этим здесь в самых разнообразных формах выступает и эстетическая деятельность как деятельность по законам красоты, направленная на создание эстетических ценностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)