Формирование прекрасного человека

Среди различных форм эстетической деятельности в сфере спорта есть одна, которая является наиболее важной по ее значимости, а вместе с тем наиболее сложной с точки зрения ее реализации.

Объектом данной формы эстетической деятельности является сам человек.

Смысл ее – преобразование человека «по законам красоты». Данная деятельность – формирование прекрасного человека – чрезвычайно сложна. Она включает в себя ряд моментов, неразрывно связанных между собой. Один из аспектов данной формы эстетической деятельности– формирование красивого телосложения и движений человека. Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека.

Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. И древние греки, как отмечал Гегель, «сперва сами преобразовали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в мраморе и на картинах».

Яркое свидетельство этому – классическая фигура «Метатель диска» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Метатель» Алкаменеса и другие произведения искусства, дошедшие до нас из Древней Греции. И в последующие периоды времени люди постоянно обращались к физическим упражнениям для изменения своего телосложения в нужном направлении.

Возможность достижения, быстрых и эффективных результатов для изменения формы мышц, объема груди и некоторых других параметров человеческого тела привела к тому, что еще в конце прошлого века в Англии предприимчивый атлет Евгений Сандов основал школу физической культуры. За «умеренную плату» он обещал своим ученикам после трех месяцев тренировок с легкими гантелями «мышцы и силу Геракла».

Так возникло известное движение культуризма, бодибилдинг (телостроительство), а точнее – искусственное конструирование мышц. Это движение всячески пропагандируется в капиталистических странах. Там регулярно проводятся так называемые конкурсы красоты культуристов.

Однако культуризм, несмотря на широковещательные заявления и обещания его проповедников, не дает человеку подлинной красоты. Он не формирует даже телесную, физическую красоту в полном смысле этого слова.

Дело в том, что в культуризме ценится только внешний вид мышц. Но накачивание мышц и связанной с ними силы в отрыве от выработки таких ценных физических качеств, как выносливость, ловкость, быстрота и др., не приводит к гармоническому физическому развитию человека. Поскольку на тренировках культуристы, как правило, используют только упражнения с отягощениями, эти занятия не обеспечивают им и крепкого здоровья.

Интересно
Стремясь добиться наиболее .быстрого и эффективного результата в «конструировании» своих мышц, западные культуристы пичкают себя протеинами, применяют анаболики, а перед выступлением на упомянутых конкурсах, чтобы выглядеть эффективнее, нашпиговывают мышцы парафином. Но особенно вредное воздействие культуризм оказывает на психику и нравственность тех, кто им активно занимается. Культуристы склонны к самолюбованию, все время акцентируют внимание на своей внешности, выставляют на показ свою силу. 

В ряде публикаций заслуженного мастера спорта Д. Иванова, показано, какой огромный нравственный урон личности человека наносят занятия культуризмом (см. напр. его статьи под общим названием «Излом. Еще раз о «троянском коне культуризма» в газете «Советский спорт» от 11, 13 и 14 сентября 1977 г.).

Для достижения действительно гармонического физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений, а не только отягощений, занятие различными видами спорта.

Такой путь позволяет развить не только мышечную силу, но также ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям его тела. Без красоты движений немыслима красота человека.

Уместно напомнить слова Ф. Бэкона о том, что «в деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела – даже перед красотой форм».

Выше достаточно подробно говорилось о том, что физическая культура и спорт предоставляют широкие возможности для эстетического развития человека в этом направлении. Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом.

Еще Н. Г. Чернышевский отмечал, что «человеческое тело – лучшая красота на земле» и что «легкость и непринужденность движения очаровательны в человеке, потому что возможны только при хорошем сложении, стройности: у человека, дурно сложенного, не будет ни хорошей походки, ни грациозности в движениях, поэтому легкость и грациозность движений – знак правильного стройного развития в человеке – нравится нам везде». 

Суммируя все то, что было сказано выше относительно формирования прекрасного в физическом отношении человека, можно сказать, что оно предполагает достижение им физического совершенства. Обычно физическое совершенство определяется как «совокупность крепкого здоровья, физической закаленности к различным температурным и болезнетворным влияниям внешней среды, гармонической соразмерности и красоты внешних форм тела с развитием жизненно важных физических качеств человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)