Толерантность в педагогической профессии

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать современной действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств их преодоления, так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Цель профессиональной подготовки педагога: формировать толерантную культуру личности педагога.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. Основные виды и качества толерантности представлены на рисунке 1.

Виды Т – толерантности:

  • М – межличностная;
  • С – социальная;
  • Н – национальная;
  • В – веротерпимая.

Толерантность – это:

  • способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности;
  • воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира;
  • гармония между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;
  • уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
  • готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
  • не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантный человек – это человек справедливый; умеющий видеть в другом прежде всего положительные качества; конструктивно выходящий из конфликтов; принимающий себя и других такими, какие они есть.

Быть толерантным – значит уважать личность за взгляды, убеждения и даже внешность отличных от твоих; принять инакомыслие как норму; признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности; хорошо знать себя и понимать других людей.

Задачи:

  • развивать культуру общения в детском коллективе, коллективе педагогов и родителей;
  • прививать навыки ведения позитивного диалога, формировать умение вырабатывать компромиссные решения;
  • закреплять психологические знания;
  • развивать способность самоанализу, самопознанию, эмоциональную устойчивость и гибкость;
  • воспринимать многообразие мира и проявление в нем личностных качеств;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других людей независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, индивидуальных особенностей;
  • повышать социально-психологическую компетентность;
  • использовать полученный опыт и знания в педагогической деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)