Фундаментальные особенности и общие универсальные закономерности психики

Здесь надо выделить два круга проблем, один из которых характеризует общее состояние психологической науки и практики, а другой – состояние эколого-психологических исследований.

Общее состояние современной психологической науки и практики характеризуется большой концептуальной разнородностью, которая не столько объясняет бесконечное разнообразие эмпирических данных, сколько показывает их противоречивость и феноменологичность.

При этом фундаментальные особенности и общие (универсальные) закономерности психики как явления, единого по своей природе, в силу эмпирической разнородности методологических предпосылок в объект исследования, как правило, не попадают и потому остаются скрытыми.

При этом обнаруживаются, по крайней мере,  две тенденции. Одна из них заключается в том, что на смену идеологической обусловленности и ограниченности в отечественную психологию пришла методологическая неразборчивость и слепое преклонение перед зарубежными психологическими методами и теориями: от гуманистической психологии до многочисленных тренинговых. и психотерапевтических методов.

Понятно, что необходимо перенимать лучшее из зарубежного опыта психологической науки и практики.

Определить это “лучшее” невозможно без соответствующего методологического и теоретического анализа современных методологических подходов к пониманию психики (гносеологического, онтологического, гуманистического, экологического), в том числе подходов, в центре внимания которых находятся психологические аспекты взаимодействия человека с окружающей средой.

Другая тенденция заключается в том, что в психологию постепенно приходит осознание методологической ограниченности гносеологического способа (парадигмы) определения психики в качестве объекта и предмета исследования, исходным основанием для которого выступает заданность свойств психики и человека как ее носителя и как компонента в гносеологическом отношении «субъект – объект».

Все чаще  в психологических исследованиях встречаются  попытки использования онтологической парадигмы для полагания психики в качестве объекта и предмета изучения.

Исходным основанием для этой парадигмы является представление о психике как форме бытия, которая в своем становлении во взаимодействии с другими формами бытия должна пройти стадии рождения, развития и смерти, т.е. перехода в иную форму бытия.

Указанное состояние методологических проблем остается характерным и для традиционных психологических направлений и для разнообразных относительно новых направлений, объединяемых под общим названием “экологическая психология”: психологическая экология, экологический подход в психологии, психология окружающей среды, психология экологического сознания, психология глобальных изменений, экопсихология развития и др.

Дело в том, что отличительной чертой экологической психологии является то, что поле ее теоретических исследований и практико-ориентированных разработок формируется на стыке самых различных психологических и не психологических научных дисциплин: общей и социальной психологии, психологии и психофизиологии труда, педагогической и практической психологии, психотерапии и экстремальной психологии, и, конечно же, экологии, педагогики, социологии и других научных дисциплин.

Понятно, что представители каждой из указанных дисциплин приходят в экологическую психологию со своим концептуальным, понятийным и методическим материалом и видением эколого-психологических проблем.

Анализ этих проблем приводит к предположению, что современные теория и практика психологической науки уделяют недостаточное внимание изучению окружающей среды как совокупности факторов и условий, во взаимодействии с которыми происходит проявление, развитие и изменение психики человека.

Это заставляет ставить методологический вопрос о пределах адекватного применения физикальной и гносеологической парадигм и, соответственно, объект-объектной и субъект-объектной логик полагания психики в качестве объекта и предмета ее исследования во взаимодействии с окружающей средой.

В свою очередь, поиск ответа на данный вопрос должен приводить к расширению использования в психологии иных парадигм –  гуманистической, онтологической, экологической и др., которые предполагают переход к субъект-субъектной и субъект-порождающей (со-субъектной, порождающей субъекта совместного действия) логике построения объекта и предмета психологического исследования и практики, учитывающей роль окружающей среды как фактора и условия проявления, развития и изменения психики человека.

В частности, актуальность указанных методологических проблем подтверждается тем, что, несмотря на достаточно большое количество публикаций, диссертаций, конференций по экологической психологии, термин “экопсихология” нередко воспринимается и интерпретируется в психологическом сообществе как некое аморфное направление психологической науки, имеющее лишь какое-то отношение к экологии.

И потому и сейчас можно встретить авторов, которые под экологической психологией понимают все, что может иметь приставку “эко”, “экология” или “экологический(ая)”, традиционно связываемые ими с предметной областью экологии. Вследствие этого происходит подмена эколого-психологической проблематики экологической или методической, если речь идет об экологическом образовании.

Между тем ключевым базовым словом в словосочетании “экологическая психология” (в отличие от психологической экологии, например) является именно “психология”.

Это означает, что в общем виде объектом экологической психологии, как и любой другой области психологической науки, является психическая реальность, особенности определения которой в качестве объекта исследования обусловлены характером взаимодействия человека с окружающей средой.

Тогда как объектом экологии выступают все-таки экосистемы, пусть даже самым важным их компонентом является человек как носитель психики.

Есть и обратная тенденция, когда не учитывается то, что объектом эколого-психологических исследований выступают не любые проявления психической реальности и ее особенности, а только те, которые рассматриваются в контексте системного отношения “человек – окружающая среда”.

Отсюда встают такие проблемы методологического характера, как систематизация различных направлений эколого-психологических исследований и выявление методологических особенностей каждого из них и в то же время таких методологических предпосылок, которые позволяют говорить об экологической психологии как самостоятельной области психологических исследований, теории и практики.

В экспериментально-методическом и практическом аспектах это ставит вопрос о необходимости включения окружающей среды в качестве одного из исходных оснований изучения, формирования и коррекции таких психических явлений, как восприятие, мышление, общение, личность, сознание, поведение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)