Типология личности в досуговой деятельности

Свободное время – не только личная, но и социальная ценность, а отношение к досугу является важным показателем культуры личности. На основе социологических исследований использования досуга И.Ю. Исаева выделяет несколько типов личности.

Первый тип личности – рационально–деятельный, организованный и разносторонний

Люди такого типа стремятся к максимально полезному использованию досуга, у них каждый час на счету. Они заранее планируют свой день, знают заранее, чем будут заниматься в выходные и праздники, как проведут свой отпуск. Очень избирательно относятся к своим возможностям, многое успевают.

Главное их качество – организованность, целеустремленность, разумное использование досуга для собственного развития.

Второй тип личности – натура деятельная, активная. Но, в отличие от первого, его интересы сосредоточены на одном увлечении, которому он отдает все свое свободное время, потому что оно дает ему возможность заняться любимым делом.

Такие люди стремятся к глубокому познанию того, что связало их с их увлечением, их считают знатоками, они испытывают удовольствие от своих занятий.

Интересно
Третий тип личности – работник–энтузиаст. Практически лишен досуга или имеет его в очень незначительном количестве, нерегулярно. Свободное время он посвящает своей основной профессии. Он страстно относится к своей работе.

Такие люди часто встречаются среди ученых, писателей, художников, артистов, врачей, журналистов. Такой ритм труда ведет к потере здоровья. Эти люди нуждаются в разумной и соответствующей их интересам организации досуга.

Четвертый тип личности отличается пассивностью, склонностью к домашним формам досуга. Все их общение с культурой ограничено просмотром передач по телевизору.

Люди пятого типа личности проводят свой досуг в компании друзей и знакомых, больше всего ценят общение, разговоры, совместные прогулки, любят разные игры, в том числе и азартные. Не переносят одиночества.

Шестой тип личности – это «времяубиватель», нравственно уродливый, опасный для общества и окружающих. Он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей.

Культура досуга требует деятельного, а не пассивного отношения к представленным общественным возможностям духовного развития.

Путь к культуре требует усилий, сопровождается преодолением инерции, безразличия. Процесс культурного развития личности происходит в течение всей жизни, когда каждая последующая ступень означает более высокое духовное развитие, приобретение новых навыков деятельности, обогащение духовного мира.

В современных условиях возникает задача эстетического всеобуча населения, и особенно молодежи, сочетания в нем просвещения и творчества. Нужна последовательность и систематичность в приобщении молодого человека к миру культуры, поиск новых форм, которые могли бы способствовать активизации эстетического воспитания.

Большими возможностями в организации досуга располагают не только дворцы культуры, в которых созданы условия для многообразных форм отдыха: творчества, просвещения, занятия спортом, развлечений, проведения массовых праздников, но и образовательные учреждения.

Интересно
Учреждения дополнительного образования способствуют развитию художественного и научно-технического творчества в коллективах по интересам, организуют деятельность и общение учащейся молодежи в клубах и молодежных объединениях.

Общеобразовательные школы являются центрами культурно-досуговой деятельности в микрорайоне. Здесь создаются условия для организации досуговой деятельности детей разных возрастов. Педагоги-организаторы при организации досуговой деятельности заботятся не только о познавательной ценности мероприятий, но и их привлекательности, непосредственности, живом участии в подготовке самих детей.

Дошкольное образовательное учреждение, помимо игровой деятельности детей, занимается организацией семейного досуга.

Д.В. Едышев считает, что в организации досуга необходимо использовать те формы, которые подходят к ситуации, соответствуют современным требованиям и в которых есть потребность самих участников.

Задача организаторов состоит в том, чтобы направить эти формы на воспитание игровой и коммуникативной культуры. Сейчас среди культурно-досуговых мероприятий наиболее популярными являются развлекательно-игровые программы. Следует отметить большой интерес к игровым проектам у дошкольников; познавательным аттракционам, викторинам у учащихся; деловым играм, кейсам у молодежи.

В истории культуры игра всегда занимала важное место. Сегодня игру относят к вторичной форме досуга. Это несправедливо. Ведь игра вырабатывает культуру общения партнеров, способствует тренировке памяти, внимания, дает способ решения проблемных ситуаций.

Следует признать, что игровая культура – важная часть досуга. Игры являются весьма действенным способом отвлечения от пустого времяпрепровождения

Игры и развлечения, разумно и с пользой организованные, оказывают положительное воздействие на личность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)