Театрализованные игры

Театрализованная игра играет очень важную роль в формировании эмоциональных чувств у детей, способности к эмпатии.

Театральные действия учат распознавать эмоциональное состояние участников по игре в мимике, жестах, интонациях

Овладение средствами выразительности связано с общекультурным развитием ребенка, следующим этапом которого будет адекватное восприятие художественного произведения, картины, музыки и возникновение эмоционального отклика.

Театрализованная игра связана с разыгрыванием в лицах сказок, рассказов, инсценировок.

Роль детей предопределена готовым сюжетом, а близкие и понятные герои литературных произведений с удовольствием разыгрываются детьми.

Содержание театрализованной игры должно иметь нравственную направленность, формировать в ребенке лучшие социальные чувства: дружбу, отзывчивость, доброту, справедливость, правдивость. Нравственное воспитание детей осуществляется через идентификацию себя с полюбившимся персонажем, который становится для ребенка образцом для подражания.

Разыгрывание роли позволяет участнику приобретать опыт нравственного поведения, усвоения нравственных норм, так как в детских произведениях положительные качества  персонажа поощряются, детям хочется быть добрыми и честными.

А получив одобрение взрослых за выполненную роль, за правильное действие, выражение положительных эмоций, дети ощущают чувство удовлетворения, которое служит стимулом контроля за своим поведением.

Театрализованную игру можно использовать как педагогическое средство, оживляя структуру занятия. В данном случае театрализация поддерживает интерес ребенка к предложенной педагогом деятельности.

Интересно
Воспитательный потенциал театрализованных игр заключаются в возможности удовлетворить разносторонние интересы детей, способствовать развитию художественных способностей.

Театрализованные игры делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским относятся игры, в которых дошкольники непосредственно не участвуют. Это настольный, теневой театр и театр на фланеле-графе, где дети создают сцены, выполняют роль игрушечных персонажей, изображая его интонацией и мимикой.

Игры-драматизации подразумевают собственные действия исполнителя (с использованием интонации, мимики, пантомимики) с помощью куклы или пальчикового персонажа.

Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр и игр-драматизаций.

Режиссерские игры:

  • настольный театр игрушек из игрушек и поделок, устойчиво стоящих на столе, можно разыгрывать сценарное действо;
  • настольный театр картинок, где персонажи и декорации – это картинки с ограниченными действиями, и появления персонажей по ходу действия, которые озвучивают участники;
  • стенд-книжка представляет последовательность событий с помощью сменяющихся иллюстраций. При переворачивании листов стенда-книжки демонстрируются сюжеты, события;
  • фланелеграф представляет экран, на который крепятся картинки или персонажи. Рисунки или персонажи сказок изготавливаются самостоятельно или подбираются детьми из старых книг;
  • теневой театр предусматривает экран из полупрозрачной бумаги и источник света, создающий тени черных плоскостных фигур или пальцев рук, а действия сопровождаются озвучиванием взрослым или детьми.

Игры-драматизации:

  • игры-драматизации с пальчиками, предусматривают надевание на палец атрибутов и выполнение роли пальчикового персонажа или ролей, если атрибуты есть на каждом пальце; по ходу сюжета ребенок, действуя одним или несколькими пальцами, проговаривает текст;
  • игры-драматизации с куклами бибабо действуют на ширме, за которой стоят участники и озвучивают кукол;
  • импровизация представляет разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В игре-драматизации дети творчески воспроизводят содержание предложенных произведений или придумывают собственные сюжеты, составляют рассказы, сочиняют сказки.

Методами организации творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  • моделирование ситуаций (создание вместе с детьми этюдов для освоения способов художественно-творческой деятельности);
  • моделирование творческой беседы (введение детей в художественный образ постановкой вопроса, ведением диалога);
  • моделирование ассоциаций (мышление ребенка путем ассоциативных сравнений образов с предметами окружающего мира).

Для того, чтобы придать театрализованной игре творческое начало, педагог использует косвенный метод воздействия – побуждает детей к самостоятельному действию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)