Типология педагогических игр

Игры по виду деятельности делятся на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют:

  1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.
  2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
  3. Игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т. д), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения) и т. п.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которую они отражают: военные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию и т. п.

По форме можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действия;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • соревнования, состязания;
  • конкурсы, эстафеты, старты;
  • свадебные обряды, игровые обычаи;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады;
  • игровые аукционы и т. д.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с разными средствами передвижения.

Дидактические игры существуют для расширения кругозора, познавательной деятельности; формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развития трудовых навыков.

Воспитывающие – для воспитания самостоятельности, воли; формирования, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитания сотрудничества, общительности.

Развивающие – для развития внимания, памяти, речи, мышления; умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии , воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии; умения находить оптимальные решения; развития мотивации творческой и учебной деятельности.

Социализирующие – для приобщения к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; стрессового контроля, саморегуляции; обучения общению; психотерапии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)