Типологии политических культур

При сопоставлении политических культур различных цивилизаций серьезную проблему представляет создание таких общих моделей, которые позволили бы проводить сравнение и интерпретацию, не внося опасных упрощений в сложную структуру цивилизационных феноменов. Западные политологи предпочитают выстраивать иерархию мировых политических культур, возводя западную (особенно американскую) модель в роль мирового эталона и даже общечеловеческой перспективы. Так, Г. Алмонд и С. Верба выделили четыре основных типа политической культуры (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Типология политических культур Г. Алмонда и С. Вербы


Однако введение в мир политических культур всеобщего эталона подразумевает культурный редукционизм (от лат. reductio – «возвращение назад, восстановление»), т. е. сведение всего культурного многообразия к единому шаблону. Разумеется, это обедняет политическое будущее человечества, в связи с чем в современной политологии начинает укрепляться концепция неиерархичности политических культур, признание самоценности политического разнообразия мира.

Сравнительный анализ

Опыт развития Японии, Китая, Южной Кореи, Гонконга и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) свидетельствует о том, что формы западной политической культуры не являются неизбежным следствием перехода к высокоразвитому обществу. Западный индивидуализм, светское образование, признание особой роли средних классов, защита прав человека и множество других ценностей, которые неотделимы от уклада жизни и культурных традиций северо-западной Европы и США, следует рассматривать как одну из возможных альтернатив перехода к постиндустриальному обществу, но не обязательно как более совершенную или более нравственную. В политических культурах сходные результаты могут достигаться различными способами, при этом каждая культура разрабатывает свою концепцию согласованности между правилами игры и политическими действиями, с одной стороны, и ожиданиями народа – с другой.

Классификация политических культур по цивилизационному признаку

В политологии получила распространение классификация политических культур по цивилизационному признаку, т. е. в соответствии с тем типом цивилизации, к которому принадлежат народ и страна. Так, А. Тойнби выделил пять современных цивилизаций: западную, православно-славянскую, конфуцианско-буддийскую, индо-буддийскую, исламскую. В соответствии с такой дифференциацией обычно выделяют пять основных типов политических культур: конфуцианско-буддийскую, индо-буддийскую, исламскую, западную и православно-славянскую. В более широком смысле политические культуры можно разделить на восточные и западные.

Западная цивилизация развивает такие ценности, как индивидуализм и мораль успеха, которые имеют глубокую культурно-историческую традицию. Эта цивилизация воспринимает человека как мерило всех вещей и проповедует антропоцентризм как принцип мироздания. Совсем по-другому рассматривают основания культуры восточные цивилизации. Восток представлен огромным количеством самых разных культурных традиций, но человек здесь никогда не ставил себя в центр мироздания, напротив, он с пиететом относился к гармонии Космоса и социума. Не права человека, а его обязанности являются главным предметом обсуждения всех восточных культур. Отсюда берут начало такие ценности восточной политики, как коллективизм и традиционализм.

Сравнительный анализ

Мусульманский Восток ярко демонстрирует выраженное влияние религии на все сферы общественной жизни. Духовная и светская власти здесь неразрывно слиты, поэтому и в бизнесе, и в политике соблюдение основных правил шариата считается обязательным. Ислам указывает человеку на его достаточно скромное место под небесами, здесь немыслимы антропоцентризм, психология господина и победителя. Мусульмане привыкли с доверием относиться к судьбе, ориентируясь на естественную природу вещей (ведь мир создан Аллахом, и все обязанности и ограничения налагаются Кораном).

Конфуцианский Восток, т. е. страны АТР, показывает еще один тип восточного национального характера. Краеугольным камнем конфуцианской цивилизации является клановая солидарность и, как следствие, отсутствие личного индивидуализма, поэтому семья рассматривается как главная ячейка общества. Человек здесь живет и работает ради семьи и вместе с семьей. Клановая солидарность – могучая сила, которая сплачивает конфуцианские страны и рождает патриотизм, любовь к родине, желание трудиться во имя нее. Китайцы искренне верят, что все они произошли от одного предка, а японцы считают своего императора главой нации-семьи.

Индийская культура, напротив, демонстрирует глубокий внутрирелигиозный плюрализм. Индуизм подразумевает множественность путей, истин и, следовательно, образов жизни, которые не исключают друг друга: аскеза соседствует с оргиастическими культами, утонченная метафизика – с колдовскими и магическими приемами, тренинг духа – с совершенствованием тела, культивация чувств – с воспитанием беспристрастного отношения к миру. Главные особенности индийского национального характера и темперамента связаны с концепцией реинкарнации (перевоплощения). Эта вера предопределила удивительную для европейского сознания неиндивидуалистичность. Индийцы не склонны придавать основополагающее значение собственной личности как таковой, поскольку она не более чем сменная одежда вечного «Я» – человеческой души, которая после смерти бренного тела способна переселиться в другое тело. Именно поэтому индийцы так терпимы к другим людям, к их мнениям, верованиям, политическим взглядам; проповедуют этику ненасилия, заботу о природе и окружающем мире.

Российская культура, развиваясь на перекрестке Востока и Запада, создала особый, евразийский синтез политических ценностей и традиций. С восточной цивилизацией нас сближает приоритет коллективистских ценностей: в российской культуре явно довлеет приоритет общего над индивидуальным. При этом большие идеи и великие цели обладают в нашей культуре огромной притягательной силой: они способны мобилизовать общество на достижение великих целей (вспомним недавнее коммунистическое прошлое). Здесь мы уже говорим об особой морали общественного успеха, мессианстве, что в определенном смысле перекликается с западной культурой.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)