Территориальная организация власти

Италия – унитарное государство с автономиями или, как все чаще полагают, региональное (регионалистское) государство. Согласно ст. 114 Конституции 1947 г. республика включает коммуны, провинции, столичные города, области и государство. Коммуны, провинции, столичные города и области являются автономными образованиями с собственным статутом, полномочиями и функциями.

Образуются следующие области: Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция-Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния (ст. 131).

Фриули-Венеция-Джулия, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль) и Валле-д’Аоста имеют особые формы и условия автономии согласно соответствующим специальным статутам, установленным конституционными законами (ст. 114).

Конституция предусматривает механизм образования новых территориальных единиц республики. Конституционным законом после того, как будет заслушано мнение областных советов, может быть принято решение о слиянии существующих областей или о создании новых областей с числом жителей не менее 1 миллиона, если это предлагают муниципальные советы, представляющие не менее 1/3 заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме большинством того же населения.

Кроме того, путем одобрения на референдуме большинством населения провинции или заинтересованных провинций и коммуны или заинтересованных коммун и путем издания закона республики после того, как будут заслушаны областные советы, может быть разрешено провинциям и коммунам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой (ст. 132).

Изменение границ провинций и образование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливаются законом республики по инициативе коммун и после консультации с этой областью. Область по получении мнения заинтересованного населения может издавать законы, образующие на ее территории новые коммуны, и может также изменять их границы и названия (ст. 133).

Разграничение компетенции внутри государства. Согласно ст. 117 Конституции 1947 г. законодательная власть принадлежит государству и областям. Конституция разграничивает законодательную компетенцию между государством и областями на основе т.н. трехэлементной модели, характерной для многих федеративных государств.

Выделяются:

  • 17 сфер исключительного законодательства государства (абз. 2 ст. 117);
  • 22 сферы конкурирующего законодательства, относящиеся к законодательной власти области, за исключением установления основных принципов, резервируемых за законодательством государства (абз. 3 ст. 117);
  • по остаточному принципу – области осуществляют законодательную власть в любой сфере, специально не отнесенной к законодательной компетенции государства (абз. 4 ст. 117).

Конституция также разграничивает регламентарную власть. Она принадлежит государству в 17 сферах его исключительного законодательства, кроме сфер, делегированных областям. Регламентарная власть принадлежит областям по остаточному признаку – во всех других сферах. Коммуны, провинции и столичные города обладают регламентарной властью в отношении своей организации и осуществления принадлежащих им функций (абз. 6 ст. 117).

Согласно ст. 118 Конституции 1947 г. выполнение административных функций относится к ведению коммун, за исключением тех, которые для обеспечения их единообразного исполнения предоставлены провинциям, столичным городам, областям и государству, при соблюдении принципов субсидиарности, дифференциации и пропорциональности.

Интересно
Коммуны, провинции и столичные города обладают собственными административными функциями и теми, которые им предоставлены законами государства или области в сферах их соответствующей компетенции.

Коммуны, провинции, столичные города и области обладают финансовой автономией по сбору и расходованию средств, обладают автономными средствами и собственным имуществом для полного финансирования принадлежащих им публичных функций. Они устанавливают и взимают собственные налоги. Они совместно участвуют в распределении государственных налогов, собираемых на их территории (ст. 119).

Организация власти в областях. Органами области являются областной совет, джунта и ее председатель. Областной совет осуществляет законодательную власть, которой наделена область, и другие функции. Он может вносить законодательные предложения в палаты.

Джунта является исполнительным органом области. Председатель джунты представляет область; руководит политикой джунты и несет за нее ответственность; промульгирует законы и издает регламентарные акты руководит осуществлением административных функций, делегированных государством области (ст. 121). Никто не может одновременно быть членом областного совета или областной джунты и одной из палат Парламента или совета, или джунты другой области, или Европейского парламента (ст. 122).

Областной совет может выразить недоверие Председателю джунты путем принятия мотивированной резолюции, подписанной по меньшей мере 1/5 частью его членов и одобренной поименным голосованием абсолютным большинством членов совета. Резолюция не может обсуждаться до истечения срока в 3 дня со времени ее представления.

Одобрение резолюции порицания в отношении Председателя джунты, избранного всеобщим и прямым голосованием, а также увольнение вследствие стойкой неспособности исполнения им своих обязанностей, его смерти или добровольной отставки влечет отставку джунты и роспуск областного совета. Во всех случаях такие же последствия влечет отставка большинства членов совета (ст. 126).

В области учреждаются органы административной юстиции первой ступени. Могут учреждаться отделения с резиденцией вне главного города области (ст. 125).

Согласно ст. 123 Конституции 1947 г. каждая область имеет статут, в котором в соответствии с Конституцией устанавливаются форма правления и основные принципы организации и деятельности этой области. Статут регулирует осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и административных мероприятий области, а также опубликование законов и областных постановлений.

Статут области принимается и изменяется областным советом путем издания закона, одобряемого абсолютным большинством его членов двумя последовательными решениями, принимаемыми с интервалом не менее чем в 2 месяца.

Статут может быть вынесен на народный референдум в течение 3 месяцев со времени его опубликования, если того требует 1/50 часть избирателей области или 1/5 часть членов областного совета. Статут, выносившийся на референдум, не промульгируется, если он не был одобрен большинством действительных голосов. Статуты не требуют утверждения со стороны правительственного комиссара.

Меры конституционно-правовой ответственности. Конституция предусматривает ряд мер конституционно-правовой ответственности областей, столичных городов, провинций, коммун и даже самого государства.

Согласно ст. 120 Конституции 1947 г. Правительство может замещать органы областей, столичных городов, провинций и коммун в случае невыполнения их органами норм международных договоров или актов Европейского сообщества, или при серьезной угрозе для государственной безопасности, или когда такое замещение диктуется необходимостью защиты юридического единства или экономического единства, и в особенности для защиты основных уровней налогообложения, затрагивающих гражданские и социальные права, невзирая на территориальные границы местного управления.

Закон установит соответствующие процедуры в целях обеспечения гарантий с тем, чтобы заменяющая власть осуществлялась в пределах, требуемых соблюдением принципов субсидиарности и принципа честного сотрудничества.

Президент республики мотивированным декретом может распустить областной совет, уволить Председателя джунты за совершение действий, противоречащих Конституции, или за грубые нарушения закона. Роспуск и увольнение также могут быть осуществлены по основаниям национальной безопасности. Декрет принимается после проведения консультаций с комиссией депутатов и сенаторов по областным вопросам (ст. 126).

Правительство республики может поставить вопрос о конституционной законности областных статутов перед Конституционным судом в течение 30 дней после их опубликования. Также если Правительство находит, что областные законы превышают компетенцию области, то оно может поставить вопрос о конституционной законности перед Конституционным судом в течение 60 дней со времени их опубликования (ст. ст. 123, 127).

Если область считает, что какой-либо закон или акт, имеющий силу закона государства или другой области, наносит ущерб ее компетенции, то она может поставить вопрос о конституционной законности перед Конституционным судом в течение 60 дней со времени опубликования закона или акта, имеющего силу закона (ст. 127).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)