Теория потребительского поведения

Главным действующим лицом в рыночной экономике является потребитель во-первых, сама экономика как сфера деятельности существует ради удовлетворения человеческих потребностей; во-вторых, потребители в нормально организованной экономике решают, что и в каких количествах производить.

Потребитель является законодателем производства, т.к. он своими денежными средствами определяет производство того или иного объема товаров. Потребитель в рыночной экономике в отличие от командной действует в рамках экономической свободы.

Теория потребительского поведения исходит из предпосылки о рациональном поведении потребителя. Под рациональным поведением понимают стремление человека получить такой набор товаров и услуг, который в наибольшей степени удовлетворял бы его потребности, а затраты на приобретение этих товаров были бы минимальными.

При этом каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений.

Кроме того, рациональность проявляется в том случае, если у потребителя есть полная информация по всем товарам. При этом предпочтения потребителя всегда транзитивны, т.е. если потребитель предпочитает товар А товару В, а товар В товару С, то он предпочитает товар А товару С.

Свойство транзитивности обеспечивает согласованность потребительских предпочтений. Теория рационального поведения отражает желания потребителя использовать свои средства наилучшим образом. Потребитель всегда действует на рынке в условиях бюджетного и ценового ограничений.

Доходы потребителя ограничены, поэтому он всегда стоит перед выбором, какой товар приобрести, а от какого отказаться. Другим сдерживающим фактором для потребителя выступают цены, они показывают варианты возможных покупок. Поэтому, любая покупка потребителя – это всегда сопоставление дохода и цены.

Интересно
Право потребителя на приобретение товаров и услуг может быть ограничено форс-мажорными обстоятельствами. В этих условиях возникает необходимость нормированного распределения товаров и услуг. Потребление может быть ограничено, если общество считает данные товары вредными для человека.

Потребительский спрос бывает функциональным, который вытекает из объективных потребностей человека и нефункциональным. Нефункциональный спрос может быть обусловлен внешним воздействием на потребителя, нерациональным спросом или спекулятивным воздействием.

В зависимости от внешнего воздействия нефункциональный спрос формируется под влиянием:

  • эффекта присоединения к большинству (эффект «вагона»). Эффект присоединения увеличивает спрос на товар. Наблюдается при следовании модных направлений в обществе.
  • эффекта «сноба» является противоположным эффекту присоединения. Потребитель в этом случае стремится приобрести товар, который выделил бы его из основной массы.
  • эффекта показного потребления – связан с престижным спросом, он ориентирован на приобретение товаров, которые бы говорили о высоком социальном статусе покупателя. Такую функцию могут выполнять те товары, доступ к которым других потребителей ограничен. Как правило, это товары роскоши.

Нерациональный спрос потребителей возникает тогда, когда он делает незапланированные покупки. Спекулятивный спрос возникает в условиях или рыночного дефицита или в условиях кризисов рыночной экономики. Потребитель в этом случае стремится стать обладателем товаров, которые не подвержены инфляции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)