Теория потребительского поведения
Главным действующим лицом в рыночной экономике является потребитель во-первых, сама экономика как сфера деятельности существует ради удовлетворения человеческих потребностей; во-вторых, потребители в нормально организованной экономике решают, что и в каких количествах производить.
Теория потребительского поведения исходит из предпосылки о рациональном поведении потребителя. Под рациональным поведением понимают стремление человека получить такой набор товаров и услуг, который в наибольшей степени удовлетворял бы его потребности, а затраты на приобретение этих товаров были бы минимальными.
Кроме того, рациональность проявляется в том случае, если у потребителя есть полная информация по всем товарам. При этом предпочтения потребителя всегда транзитивны, т.е. если потребитель предпочитает товар А товару В, а товар В товару С, то он предпочитает товар А товару С.
Свойство транзитивности обеспечивает согласованность потребительских предпочтений. Теория рационального поведения отражает желания потребителя использовать свои средства наилучшим образом. Потребитель всегда действует на рынке в условиях бюджетного и ценового ограничений.Доходы потребителя ограничены, поэтому он всегда стоит перед выбором, какой товар приобрести, а от какого отказаться. Другим сдерживающим фактором для потребителя выступают цены, они показывают варианты возможных покупок. Поэтому, любая покупка потребителя – это всегда сопоставление дохода и цены.
Потребительский спрос бывает функциональным, который вытекает из объективных потребностей человека и нефункциональным. Нефункциональный спрос может быть обусловлен внешним воздействием на потребителя, нерациональным спросом или спекулятивным воздействием.
В зависимости от внешнего воздействия нефункциональный спрос формируется под влиянием:
- эффекта присоединения к большинству (эффект «вагона»). Эффект присоединения увеличивает спрос на товар. Наблюдается при следовании модных направлений в обществе.
- эффекта «сноба» является противоположным эффекту присоединения. Потребитель в этом случае стремится приобрести товар, который выделил бы его из основной массы.
- эффекта показного потребления – связан с престижным спросом, он ориентирован на приобретение товаров, которые бы говорили о высоком социальном статусе покупателя. Такую функцию могут выполнять те товары, доступ к которым других потребителей ограничен. Как правило, это товары роскоши.
Нерациональный спрос потребителей возникает тогда, когда он делает незапланированные покупки. Спекулятивный спрос возникает в условиях или рыночного дефицита или в условиях кризисов рыночной экономики. Потребитель в этом случае стремится стать обладателем товаров, которые не подвержены инфляции.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу