Теория начального обучения Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци – швейцарский педагог, разработавший теорию начального обучения и связавший её с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение). Он также развил идею соединения обучения с производительным трудом.

Как известно, И.Г. Песталоцци был одним из преданных приверженцев Ордена иллюминатов – тайного ордена, занимавшегося филантропией, развитием личности и реформой педагогики. Основан орден был в 1776 году Йоганном Адамом Вейсгауптом – профессором Баварского университета. Он выступал за создание нового метода обучения, основанного на приобретенных за предшествовавшие два десятилетия познаниях о человеке как о биологическом и психосоциальном существе. А для этого, по его мнению, требовались новая дидактика и новая политика в сфере образования. Проводником этих идей и стал Песталоцци, активно демонстрировавший дидактику ордена.

В 1775 г. в своей небольшой усадьбе в Нейгофе он на свои средства и пожертвования организовал приют для сирот и беспризорных детей. Песталоцци и его жена кормили детей, одевали и обували их, обучали в мастерских. Песталоцци продал и заложил всё, что у него было. Он сам жил как нищий, для того чтобы научить нищих жить по-человечески. Через полгода детей нельзя было узнать: из грязных, больных, озлобленных они превратились в чистоплотных, трудолюбивых.

Как же удалось это чудо?

Песталоцци так объяснял его:

«С утра до вечера я был среди них. Всё хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук… Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слёзы текли вместе с их слезами, а моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, они были со мной, а я был с ними. У меня ничего не было, были только они».

Главная задача, которую пытался внедрить Песталоцци, – это идея, что дети должны содержать себя своим трудом, летом работая в поле, а зимой – на прядильных и ткацких станках. Он пытался создать из приюта мелкое замкнутое хозяйство, все потребности которого покрывались бы производством самого же хозяйства.

Но эта идея изначально была провальной, и Нейгофский приют был ликвидирован. Тогда Песталоцци организует в г. Станце приют для детей-сирот, а затем открывает педагогическое учебное заведение в Бургдорфе (Бернский кантон).

После этого в течение более 20 лет он руководит педагогическим институтом в Ивердене.

Свои педагогические взгляды Песталоцци изложил в следующих работах:

  • «Вечерние часы отшельника»;
  • «Лингард и Гертруда»;
  • «Как Гертруда учит своих детей»;
  • «Книга для матерей» и «Лебединая песнь».

В этих работах он выдвинул идею общего для всех людей воспитания, цель которого – выявление «истинной человечности», гармоническое сочетание развитого ума, твердой воли и доброго сердца.

Все воспитание должно строиться по типу семейного. По его мнению, только семейное воспитание развивает любовь к людям, доверие, дисциплину, терпение, долг, религиозное чувство. Школьное воспитание, не основанное на семейности, вело бы лишь к порче людей.

Воспитание в деле развития способностей должно следовать природе, оно лишь помогает природе; упражнение этих способностей – лучший путь их развития. Отсюда – призыв к самодеятельности.

Вся педагогика Песталоцци – это развитие трудового воспитания. Он считал, что необходима организация школы, вытекающая из жизненных потребностей населения. Соединение производительного труда с обучением – такова основная идея. По его мнению, только так можно развить «человечность», способность действовать.

Наглядность – основа всякого познания. Всякое обучение основывается на наблюдении и опыте: при обучении следует соблюдать постепенность и последовательность. Должно связывать при обучении предметы в одно целое, приводя их «в такую же связь, в какой они на самом деле находятся в природе».

Под воспитание и обучение необходимо подвести психологический фундамент. Все воспитание у Песталоцци проникнуто религиозным духом, причем религию он понимает как деятельную любовь к людям. Великий педагог глубоко верил, что в каждом человеке заложен прекрасный образ Божий.

Взгляды Песталоцци – это взгляды мелкого буржуа того времени: семейственность и религиозность, не коллективизм, а «деятельная любовь к людям», не борьба, а приспособление к существующим условиям и т.д.

Интересно
И все же, его идеи и сегодня положены в основу воспитательно-обучающего процесса мировой педагогики. А идея развивающегося и воспитывающего обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

Педагогическая деятельность Песталоцци способствовала развитию народных школ. В Ивердоне Песталоцци посетил русский император Александр I. Он долго беседовал со знаменитым педагогом и оказал ему крупную материальную поддержку на издание его сочинений. Песталоцци также был награждён орденом Св. Владимира. А итог его жизни подвела надпись на его памятнике: «Всё для других, ничего для себя».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)