Средневековый Восток и его великие представители

После крушения рабовладельческой Западно-Римской империи «историческая инициатива постепенно переходит к Арабскому Востоку.

В Средние века, начиная с VII века, арабские племена, ведущие кочевой образ жизни и поклоняющиеся своим племенным богам, находясь на уровне военной демократии, начинают объединяться под флагом ислама. Это был период становления новых феодальных отношений. Благоприятствовала и внешняя политическая ситуация: захват южной Аравии персами и эфиопами, в результате чего традиционные караванные пути, пересекавшие Аравийский полуостров и скрещивающиеся в Мекке, были перерезаны. Это привело не только к экономическому упадку, но и существенно ослабило влияние родоплеменной знати.

Чтобы возродить былое экономическое и политическое могущество, необходимо было объединить разрозненные арабские племена в единое государственное образование.

А для этого нужно было:

  • консолидирующее мировоззрение, им могла стать лишь монотеистическая религия, вместо политеизма;
  • яркая личность, способная заявить себя духовным и политическим вождем всех арабов.

Такой личностью стал Мухаммад – великий арабский пророк, основатель и центральная фигура ислама.

«Ислам – одна из трех величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь, – пишет Рукайя Максуд – писательница, сама являющаяся мусульманкой. – Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе как иудаизма, так и христианства».

Лев Николаевич Толстой – великий борец за религиозные свободы – в письме Е.Е.Векиловой писал:

«Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного богословия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого бога и его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия – троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений. Оно и не могло быть иначе, то есть не могло не быть того, чтобы магометанство, по отсутствию многих суеверий, затемняющих сущность учения и вошедших в церковную веру, не стояло бы выше этой церковной веры уже по одному тому, что магометанство возникло на 600 лет позднее христианства».

А академик М.Б. Пиотровский пишет:

«Личность основателя ислама занимает в его религиозной доктрине огромное место. Это человек, избранный Богом в качестве своего посланника (расуп) и пророка (набий). Признание пророческой миссии Мухаммада является одним из двух элементов мусульманского символа веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха», учение о пророке и пророчестве – одна из главных тем мусульманского богословия. Реальная история возникновения ислама тоже вся окрашена личностью Мухаммада. Он резко выделяется среди религиозных проповедников и учителей, в большом числе действовавших на Аравийском полуострове с начала VII века, и, без сомнения, является ярким примером того, как личность определяет и меняет ход истории».

Ислам оказал огромное влияние на всю арабскую культуру, в том числе на образование и воспитание.

Интересно
Достаточно сослаться на творения великого Ал-Кинди – зачинателя арабской философии. Но его взгляды на обучение и воспитание также сыграли большую роль в духовном и нравственном воспитании не только современников, но и будущих поколений. По свидетельству его средневековых биографов, Ал-Кинди служил в качестве наставника-учителя при дворе аббасидских халифов. Он имел репутацию лучшего астролога, написал двадцать четыре книги по медицине и фармакологии. Но главный его интерес – это философия, логика, арифметика и геометрия. Он также уделял большое внимание физике, в частности, оптике, интересовался химией (алхимией), физической географией и метеорологией. Многие его книги были посвящены теологическим и правовым вопросам.

Ал-Кинди считал, что пророческие знания превыше человеческих, ибо они вне пределов человеческого разума.

Ал-Кинди писал: «Из человеческих искусств самым возвышенным и благородным является искусство философии, каковое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческой способности».

И далее:

«…Кто желает знать философию, тому следует предварительно ознакомиться с книгами по математическим наукам… с книгами по логике… Затем – с книгами о природных вещах… далее – с книгами по метафизике, потом – с книгами о нравственных качествах и о том, как душа должна руководствоваться похвальными началами, и, наконец, книгами по остальным наукам, которые мы здесь не упомянули, но которые состоят из уже перечисленных нами наук…».

Он учил доброжелательным свойствам, которые обеспечивают комфорт во время «земного путешествия» и дают возможность живым и невредимым попасть «в истинный мир» и на «истинную родину», то есть завершить свой земной путь.

Ал-Кинди концентрирует внимание на развитии индивида и развитии человеческой мысли. Выше всего он ценил мудрость и совершенство, а помочь в их постижении могут греческие философы и верные последователи ислама. Именно на этом, по его мнению, и должны строиться образование и воспитание. Абу Бакр ар-Рази считал, что цель философии – сделать человека настолько подобным Богу, насколько это вообще в его силах (эту же мысль позже выскажет в несколько иной форме Фома Аквинский: Бог становится человеком, чтобы человек мог стать
Богом).

Абу Бакр ар-Рази учил, что в стремлении к удовольствиям следует иметь некие границы – верхние и нижние пределы, а
страсти должны подавляться и обуздываться. Но выше всего он ценил знания, при этом говорил, что именно из-за приверженности к обретению знаний и стремления познать Истину он пожертвовал здоровьем. К обретению знаний он призывал и своих учеников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)