Теория и методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука

Теория и методика обучения праву – относительно молодая область знаний. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридических материалов для учебно-правовых курсов и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства с целью формирования правовой культуры общества.

Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут свое достойное место в обществе.

Теория и методика обучения праву – весьма динамичная наука, что обусловлено не только периодическими изменениями в законодательстве, появлением новых норм права и моделей поведения людей, но и тем, что модифицируются подходы к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Задачи современной методики обучения праву:

  • отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения;
  • создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий;
  • постоянное совершенствование методов и технологий обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Обозначим функции методики обучения праву как науки. Практико-организационная функция реализуется за счет того, что данная наука позволяет разработать рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового воспитания и обучения. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в процессе образования и способствуют формированию правовой грамотности человека.

Мировоззренческая функция реализуется в процессе формирования определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимания целостности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государств, прав личности.

Эвристическая функция актуализируется в тот момент, когда выявляются некоторые пробелы в знании студентами права и появляется необходимость их ликвидации с помощью новых средств и методов.

Прогностическая функция реализуется в рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности благодаря тому что образовательный процесс строится с учетом возможного результата обучения и предусматривает его коррекцию в дальнейшем.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется. Можно обозначить следующие основные принципы современной методики обучения праву:

  • вариативность и альтернативность моделей правового обучения (разнообразие подходов в области обучения праву связано с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования. В различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях госстандарта);
  • личностно ориентированный подход (обеспечивает индивидуализацию и дифференсацию обучения праву – работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала);
  • максимальная активизация познавательной деятельности учащихся с опорой на их социальный опыт;
  • образование на основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса в режиме диалогового сотрудничества «преподаватель – учащийся»;
  • выстраивание многоступенчатой, профессиональной, грамотной и апробированной вертикали правового образования;
  • внедрение исследовательского компонента;
  • использование современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Internet.

Теория и методика обучения праву – это не только наука, но и искусство, так как никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приемов, которое рождается эмпирическим путем. И тем более, доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе научных знаний, а не вопреки им.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)