Теоретические основы принципов наградного права

Общность нормативного массива наградного права определяется не только присущими ему предметным единством и поощрительным методом, но и характерными правовыми принципами. По верному замечанию В.А. Юсупова, принципы отдельного института административного права в своем содержании индивидуализированы спецификой управленческой среды.

Уже Иеремия Бентам в своей «Теории наград» называл следующие «свойства» наград, которые вполне могут считаться своеобразными принципами поощрений: изменяемость, равномерность, пропорциональность, характеристичность, примерность, умеренность, популярность, плодоносность.

В качестве принципов трудового поощрения И.М. Рябовол называл гласность, индивидуализацию, соотносимость с действительными трудовыми заслугами и ограниченностью фонда поощрений.

В.М. Баранов в качестве требований к организации поощрения определил следующие положения:

  • система правовых форм поощрения должна соответствовать политическим задачам периода;
  • система правовых форм поощрения должна быть научно обоснованной;
  • принципиальная установка сводится к необходимости применения правовых форм материального и морального поощрения в органическом единстве;
  • система правовых форм поощрения должна отвечать требованиям законности;
  • высокий уровень гарантированности правовых форм поощрения.

Н.А. Гущина выделяла следующие принципы поощрительных норм права, сближающие поощрительные нормы в процессе создания межотраслевого института правового поощрения:

  • принцип глобального гуманизма;
  • законодательное закрепление поощрения только за заслуженное общественно полезное поведение;
  • принцип стимулирования и ограничения;
  • законность и юридическая гарантированность;
  • справедливость;
  • принцип социальной свободы;
  • принцип персонифицированности.

Л.Д. Ухова отстаивала принципы заслуженности, справедливости, разумности, соразмерности, индивидуализации, гласности, публичности, объективности, своевременности, доступности и формальной определенности поощрения, использования всего многообразия видов и форм поощрения, их соразмерного сочетания.

Другие авторы формулировали такие принципы, как обоснованность поощрения реальными трудовыми успехами, его гарантированность, соразмерность достижениям работника, действенность меры поощрения, обеспечиваемая дифференцированным подходом к ее выбору с учетом личности работника, характера трудового коллектива и других компонентов, связанных с трудовой дисциплиной, а также демократичность порядка применения поощрения, проявляющаяся в решении вопросов по данному поводу органами и должностными лицами с участием, как правило, профсоюзных организаций на той или иной стадии процедуры.

В.А. Винокуров предложил в качестве принципов награждения государственными наградами Российской Федерации следующие:

  • принцип награждения за заслуги перед государством;
  • принцип законности;
  • принцип награждения государственными наградами Российской Федерации исключительно физических лиц и запрет на награждение любых организаций, их коллективов, воинских частей, муниципальных образований и территориальных единиц;
  • принцип равенства граждан;
  • принцип добровольного поведения лица, заслуживающего государственную награду Российской Федерации;
  • принцип установления видов государственных наград Российской Федерации за заслуги перед государством в различных сферах деятельности, поддерживаемых государством;
  • принцип отказа от награждения одноименными государственными наградами Российской Федерации, за исключением имеющих степени, а также награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу;
  • принцип отказа от посмертного награждения государственными наградами Российской Федерации, за исключением награждения за заслуги перед государством, связанные с риском для жизни и приведшие к гибели или смерти;
  • принцип обязательности награждения лица, заслужившего государственную награду Российской Федерации (принцип адресности).

Хотя на федеральном уровне принципы наградного законодательства прямо не сформулированы, иногда такие принципы закрепляются в региональных законах о наградах, причем в рамках регионального массива наградного законодательства эти принципы обычно повторяются или дополняют друг друга:

  • единство требований и равенства условий, установленных к порядку награждения, для всех граждан и организаций;
  • открытость, гласность, публичность и общедоступность;
  • объективность;
  • поощрение граждан исключительно за личные заслуги и достижения;
  • поощрение за действительные заслуги и достижения;
  • отсутствие судимости у награждаемых лиц;
  • запрет дискриминации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, образования, имущественного, должностного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств;
  • разграничение полномочий органов власти в области наград на основе соблюдения принципа разделения властей.

Нетипичные принципы содержатся в законах вновь образованных субъектов Российской Федерации:

  • обязательное установление статуса, места каждой из наград в иерархии наград;
  • обязательное установление количественных ограничений на определенные виды награждений путем установления общего предельного годового числа награжденных;
  • недопущение повторного награждения граждан некоторыми видами наград;
  • преемственность наградных систем;
  • сочетание материальных и моральных (престижных) компонентов поощрения.

Однако перечисленные принципы в большинстве своем не удовлетворяют общему понятию о принципе как генеральной идее правового регулирования. Так, принцип единства требований и равенства условий награждения имеет множество исключений нормативного и правоприменительного характера. Открытость, гласность и общедоступность могут соблюдаться далеко не всегда или не в полной мере, особенно в части награждения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Принцип объективности не имеет ни правотворческого, ни правоприменительного значения, поскольку объективность диалектична и растворяется субъективностью наградного производства. Поощрение исключительно за личные и действительные заслуги – это не столько принцип, сколько проявления общеправового требования обоснованности любых правовых решений.

Кроме того, содержание термина «личные заслуги» весьма неопределенно, и в России существуют давние традиции награждать за факт участия массовых акциях (войнах, сражениях, переписях населения, трудовых кампаниях и т.д.), а также в связи с юбилеями и памятными датами.

Отсутствие судимости у награждаемых лиц – это вполне определенная норма наградного права, а не принцип, тем более что в наградном деле известны исключительные случаи награждения судимых лиц даже самыми высокими государственными наградами.

Запрет дискриминации в наградном деле не имеет принципиального значения, поскольку наградное дело непринудительно, а заявление о дискриминации не влечет обязывания к награждению.

Разграничение полномочий органов власти в области наград вовсе необязательно, так что довольно часто и установление, и применение наград публичных образований находится в ведении одного и того же органа, а для наград органов публичной власти функции установления и применения наград заведомо присущи этому органу.

Установление статуса и места каждой из наград также не является необходимым, поскольку не влияет на свойства награды, остающейся таковой даже в отсутствие определенного старшинства.

Установление количественных ограничений и недопущение повторного награждения для определенных видов награждений – это вариации наградного дела, которые вводятся отдельными субъектами публичного управления и не могут возводиться до уровня принципов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)