Теоретические основы принципов наградного права
Общность нормативного массива наградного права определяется не только присущими ему предметным единством и поощрительным методом, но и характерными правовыми принципами. По верному замечанию В.А. Юсупова, принципы отдельного института административного права в своем содержании индивидуализированы спецификой управленческой среды.
В качестве принципов трудового поощрения И.М. Рябовол называл гласность, индивидуализацию, соотносимость с действительными трудовыми заслугами и ограниченностью фонда поощрений.
В.М. Баранов в качестве требований к организации поощрения определил следующие положения:
- система правовых форм поощрения должна соответствовать политическим задачам периода;
- система правовых форм поощрения должна быть научно обоснованной;
- принципиальная установка сводится к необходимости применения правовых форм материального и морального поощрения в органическом единстве;
- система правовых форм поощрения должна отвечать требованиям законности;
- высокий уровень гарантированности правовых форм поощрения.
Н.А. Гущина выделяла следующие принципы поощрительных норм права, сближающие поощрительные нормы в процессе создания межотраслевого института правового поощрения:
- принцип глобального гуманизма;
- законодательное закрепление поощрения только за заслуженное общественно полезное поведение;
- принцип стимулирования и ограничения;
- законность и юридическая гарантированность;
- справедливость;
- принцип социальной свободы;
- принцип персонифицированности.
Л.Д. Ухова отстаивала принципы заслуженности, справедливости, разумности, соразмерности, индивидуализации, гласности, публичности, объективности, своевременности, доступности и формальной определенности поощрения, использования всего многообразия видов и форм поощрения, их соразмерного сочетания.
Другие авторы формулировали такие принципы, как обоснованность поощрения реальными трудовыми успехами, его гарантированность, соразмерность достижениям работника, действенность меры поощрения, обеспечиваемая дифференцированным подходом к ее выбору с учетом личности работника, характера трудового коллектива и других компонентов, связанных с трудовой дисциплиной, а также демократичность порядка применения поощрения, проявляющаяся в решении вопросов по данному поводу органами и должностными лицами с участием, как правило, профсоюзных организаций на той или иной стадии процедуры.
В.А. Винокуров предложил в качестве принципов награждения государственными наградами Российской Федерации следующие:
- принцип награждения за заслуги перед государством;
- принцип законности;
- принцип награждения государственными наградами Российской Федерации исключительно физических лиц и запрет на награждение любых организаций, их коллективов, воинских частей, муниципальных образований и территориальных единиц;
- принцип равенства граждан;
- принцип добровольного поведения лица, заслуживающего государственную награду Российской Федерации;
- принцип установления видов государственных наград Российской Федерации за заслуги перед государством в различных сферах деятельности, поддерживаемых государством;
- принцип отказа от награждения одноименными государственными наградами Российской Федерации, за исключением имеющих степени, а также награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу;
- принцип отказа от посмертного награждения государственными наградами Российской Федерации, за исключением награждения за заслуги перед государством, связанные с риском для жизни и приведшие к гибели или смерти;
- принцип обязательности награждения лица, заслужившего государственную награду Российской Федерации (принцип адресности).
Хотя на федеральном уровне принципы наградного законодательства прямо не сформулированы, иногда такие принципы закрепляются в региональных законах о наградах, причем в рамках регионального массива наградного законодательства эти принципы обычно повторяются или дополняют друг друга:
- единство требований и равенства условий, установленных к порядку награждения, для всех граждан и организаций;
- открытость, гласность, публичность и общедоступность;
- объективность;
- поощрение граждан исключительно за личные заслуги и достижения;
- поощрение за действительные заслуги и достижения;
- отсутствие судимости у награждаемых лиц;
- запрет дискриминации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, образования, имущественного, должностного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств;
- разграничение полномочий органов власти в области наград на основе соблюдения принципа разделения властей.
Нетипичные принципы содержатся в законах вновь образованных субъектов Российской Федерации:
- обязательное установление статуса, места каждой из наград в иерархии наград;
- обязательное установление количественных ограничений на определенные виды награждений путем установления общего предельного годового числа награжденных;
- недопущение повторного награждения граждан некоторыми видами наград;
- преемственность наградных систем;
- сочетание материальных и моральных (престижных) компонентов поощрения.
Однако перечисленные принципы в большинстве своем не удовлетворяют общему понятию о принципе как генеральной идее правового регулирования. Так, принцип единства требований и равенства условий награждения имеет множество исключений нормативного и правоприменительного характера. Открытость, гласность и общедоступность могут соблюдаться далеко не всегда или не в полной мере, особенно в части награждения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Принцип объективности не имеет ни правотворческого, ни правоприменительного значения, поскольку объективность диалектична и растворяется субъективностью наградного производства. Поощрение исключительно за личные и действительные заслуги – это не столько принцип, сколько проявления общеправового требования обоснованности любых правовых решений.
Отсутствие судимости у награждаемых лиц – это вполне определенная норма наградного права, а не принцип, тем более что в наградном деле известны исключительные случаи награждения судимых лиц даже самыми высокими государственными наградами.
Разграничение полномочий органов власти в области наград вовсе необязательно, так что довольно часто и установление, и применение наград публичных образований находится в ведении одного и того же органа, а для наград органов публичной власти функции установления и применения наград заведомо присущи этому органу.
Установление количественных ограничений и недопущение повторного награждения для определенных видов награждений – это вариации наградного дела, которые вводятся отдельными субъектами публичного управления и не могут возводиться до уровня принципов.
- Восстановление в правах на награду
- Отмена награждения или лишение награды
- Разрешение правопреемства
- Передача наградных символов и документов на хранение и экспонирование в музеи
- Возвращение наградных символов и документов награждающему субъекту
- Возвращение наградных символов и документов награжденному лицу или его наследникам
- Вручение награды
- Принятие решения о награждении
- Предварительное рассмотрение представления к награде
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу