Отмена награждения или лишение награды

Отмена награждения и лишение награды имеют, видимо, столь же давнюю историю, как и сами награды. Например, уже второй кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного гетман И.С. Мазепа, награжденный 8 февраля 1700 года императором Петром I, за предательство был лишен этого ордена в Глухове 12 ноября 1708 года в ходе гражданской казни.

Кстати, из первых десяти кавалеров этого ордена были лишены награды четверо. В их число, кроме Мазепы, вошли канцлер Саксонии Вольфганг Дитрих Бейхлинген, генерал-инженер Жозеф Каспар Ламбер и генерал-поручик Иван Иванович Чамберс.

Такие же давние истоки имеются и у необоснованных представлений к награде. Так, в 1845 году генерал-лейтенант Ренненкампф был приговорен военным судом к лишению чинов, орденов, знаков отличия и дворянского достоинства за то, что в 1844 году он представил за боевые заслуги к ордену или повышению в чинах четырех обер-офицеров штаба дивизии, не участвовавших в бою. Сами же необоснованно награжденные офицеры были лишены императором необоснованно испрошенных для них наград.

Интересно
Отмена награждения и лишение награды являются процессуальными формами переоценки заслуг и (или) личности награжденного лица, пересмотра ранее изданного распорядительного акта о награждении и представляют собой довольно близкие правовые институты. Оба института в наградном производстве являются факультативными, но при этом реализация одного из них принципиально исключает применение другого: каждый из них сопровождается прекращением действия акта о награждении, а дважды такую операцию совершить нельзя.

Юридическая близость и процессуальное взаимоисключение позволяют рассматривать отмену награждения и лишение награды в рамках одной стадии наградного производства. Более того, иногда в наградном законодательстве наблюдается смешение данных институтов или явная путаница.

Например, в производстве по награждению государственными наградами Республики Саха (Якутия) оба названных института объединены под названием лишения наград.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 135/1-З № 275-III «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)» лишение государственной награды может быть произведено в случаях:

  • недостоверного и необоснованного представления к награждению государственной наградой;
  • совершения лицом проступка, порочащего его как награжденного;
  • осуждения награжденного лица за тяжкое преступление.

При этом первое указанное основание относится в теоретическом плане не к лишению наград, а к отмене награждения.

Аналогичное смешение усматривается в пункте 1 статьи 14 Закона Саратовской области от 26 октября 1999 года № 51-ЗСО «О почетных званиях Саратовской области и наградах органов государственной власти Саратовской области», согласно которому лишение наград производится только в случаях представления подложных документов для награждения наградой или осуждения лица, награжденного наградой, за тяжкое преступление. Однако представление подложных документов влечет отмену награждения, а не лишение награды в собственном смысле этого термина.

А в пункте 1 статьи 7 Закона Курганской области от 10 ноября 2008 года № 406 «О почетном звании Курганской области, наградах Курганской области, премиях Курганской области и иных видах поощрений» терминология и вовсе перепутана.

Согласно названной норме лишение почетного звания и наград производится органом государственной власти Курганской области, принявшим решение о присвоении почетного звания, награждении наградой, в случае, если данное решение было принято на основании недостоверных данных (документов). Но указанное в данной норме основание награды относится исключительно к отмене награждения, а не к лишению награды.

Путаница наблюдается и в зарубежном законодательстве, и даже в научных работах. Так, Закон об учреждении и присуждении государственных наград, принятый Народной палатой ГДР 7 апреля 1977 года, предусматривал возможность лишения государственных наград, если награжденный оказался недостойным или стали известны факты, исключающие награждение, то есть под названием лишения награды объединены и собственно лишение награды, и отмена награждения.

Так же и В.М. Дуэль упоминала о лишении государственных наград в случае выявления необоснованного представления к награждению, хотя даже по букве Положения о государственных наградах Российской Федерации 1994 года (в редакции 1999 года), действовавшего во время написания ею научного труда, в таком случае предусматривалась отмена награждения, а не лишение награды.

В отношении государственных и муниципальных наград, наград высших органов публичной власти возможность отмены награждения и лишения награды, а также процессуальный порядок совершения названных действий зачастую прямо закрепляются наградным законодательством.

В производстве о награждении менее значимыми наградами отмена награждения и лишение награды обычно не предусматриваются нормативно, хотя использование данных институтов не исключено даже в таких случаях в порядке аналогии права.

Главным отличием отмены награждения от лишения награды, безусловно, является основание таких процессуальных решений.
В.М. Баранов высказал мнение, что отмена награждения может иметь место в следующих случаях:

  • в случае обмана награжденным лицом компетентного органа относительно достижения поощряемых государством показателей;
  • в случае, если награда выдана незаслуженно;
  • в случае ошибочного награждения.

С этим суждением можно согласиться лишь отчасти. Дело в том, что награжденное лицо юридически не может обмануть награждающего субъекта, поскольку не участвует в наградном производстве вплоть до издания акта о награждении.

Строго юридически такой обман (при наличии умысла) может быть приписан только какому-то другому участнику наградного производства, хотя фактически награжденное лицо могло своими недобросовестными действиями создать условия для необоснованного представления к награде, причем как умышленно, путем совершения противоправных деяний с целью необоснованного получения награды (служебный подлог, подкуп должностных лиц и т.д.), так и неосторожно, посредством завышения показателей своей деятельности («приписок») или искажения биографических данных.

Что же касается ошибочного награждения, то В.М. Барановым не раскрыто понятие ошибки применительно к награждению, а ведь характер и содержание ошибки в данном случае не очевидны.

В.В. Волкова считает отмену поощрения возможной в случае выявления обстоятельств, при которых поощрение не состоялось бы (недостоверность сведений, ошибка, недобросовестность работника).

В отличие от отмены, лишение поощрения связано с виновным поведением работника, выразившимся в совершении противоправных действий (бездействия), послуживших основанием для такой отмены и ставших известными после издания приказа о поощрении (сообщение недостоверных сведений, подлог документов).

Кроме того, бывают случаи лишения почетных званий за нарушение трудовой и производственной дисциплины, а также за нарушение общественного порядка, за проступки в быту, вследствие привлечения к уголовной или административной ответственности.

Высказанные В.В. Волковой суждения не вполне определенны. Хотя в них указано существенное требование к основанию для отмены поощрения («обстоятельства, при которых поощрение не состоялось бы»), но различия отмены и лишения поощрения не вполне ясны.

В частности, сообщение недостоверных сведений названо и среди оснований отмены поощрения, и среди обстоятельств, влекущих лишение поощрения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)