Статутные нормы наградного права

Статутные наградные правовые нормы определяют заслуги. В отсутствие закрепленной определенной статутной нормы она предполагается неопределенной. Нормативные правовые акты или их структурные части, закрепляющие статутные нормы, принято именовать статутами орденов, а в отношении прочих наград (наградных медалей, наградных знаков, премий и т.д.) – положениями о соответствующих наградах. Изредка, вопреки наградным традициям, об орденах издаются положения, а для прочих наград утверждаются статуты.

Статутная норма определяет субъект заслуги (наградные цензы) и ее объективные признаки. Субъективная сторона, как было отмечено выше, в статутной норме не закрепляется в силу презумпции виновности заслуги.

Наградные цензы касаются личности и биографии награждаемого лица: гражданство, возраст, образование, социальная роль, профессия, должность, звание, стаж и т.д.

Объективными признаками заслуги служат, прежде всего:

  • территориальный масштаб заслуги, то есть пространственные границы существования социальной группы – учредителя награды (объекта управления), получившей пользу от заслуженного поведения;
  • степень заслуги, то есть ее социально-организационная характеристика, определяющая уровень достигнутых заслуг (общесоциальный, отраслевой или локальный) применительно к социальной структуре российского общества;
  • сфера заслуги, то есть область социальной жизни (отрасль публичного управления), в которой проявлена социальная польза заслуженного поведения;
  • характер заслуги, то есть степень и продолжительность участия лица в социально-полезной деятельности (разовое достижение, длительная социально полезная деятельность, участие в социально значимом коллективном деянии, безупречная служба).

Статутная норма, как и большинство правовых норм, может иметь различную степень определенности: от абсолютно определенной до абсолютно неопределенной. Скажем, орден Святого апостола Андрея Первозванного с момента его учреждения в 1698 (1699) году и до его упразднения в 1917 году не имел никакой определенной статутной нормы: «Никакие точные заслуги не определяются законом для достижения сего ордена, и удостоение  зависит единственно от монаршего внимания к службе и отличиям высших чиновников государственных».

Напротив, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 года «О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу»198 было установлено награждение орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу учителей, директоров (заведующих), заведующих учебной частью, инспекторов школ и учителей, работающих в органах народного образования и имеющих непрерывный стаж педагогической работы: 10 лет – медалью «За трудовое отличие», 15 лет – медалью «За трудовую доблесть», 20 лет – орденом «Знак Почета», 25 лет – орденом Трудового Красного Знамени, 30 лет – орденом Ленина. Эта статутная норма была абсолютно определенной.

Неопределенность статутных норм вызывала многочисленные возражения.

Например, О.Л. Зорин отмечал, что понятие «заслуги» и их критерии четко не определены, и у правоприменителя имеются большие возможности для усмотрения. Это обстоятельство автор посчитал коррупциогенным фактором и сделал заключение, что положения статута должны быть строгими, без двусмысленного толкования.

В.А. Григорьев тоже отмечал, что основания поощрения принято формулировать с использованием оценочных понятий, которые ставят решение о поощрении в зависимость от усмотрения правоприменителя (фактор коррупции в сфере наградной деятельности). Из сказанного он сделал вывод о необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего порядок награждения.

А.В. Малько предложил более четко развернуть формулировки оснований поощрения, используя для установления параметров заслуг технологии, базирующиеся на мощном математическом обеспечении.

О.М. Киселева (дословно повторившая мысль В.И. Никитинского) считала, что отсутствие четких объективных показателей, определяющих основания для получения той или иной награды, уменьшает возможность возникновения у индивида субъективного права на ее получение.

Интересно
Подобную ситуацию можно преодолеть лишь путем доведения формулировок основания награждения до четко зафиксированных в нормативно-правовом акте конкретных показателей и условий поощрения, а также закреплением обязанности правоприменителя использовать только ту формулировку заслуг, которая указана в статуте выбранной награды.

Однако В.И. Никитинский делал еще оговорку о том, что предложение об установлении четких критериев награждения не бесспорно, поскольку имеется негативный опыт таких награждений в 1947–1958 годах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)