Теоретические и методологические основы коррекционной психологии

Исходя из стандартных определений, объект нашей науки – человек с нарушениями в развитии, то есть живущий, существующий в состоянии депривации (недостаточности).

Предмет коррекционной психологии – различные формы и стороны развития психики человека в неблагоприятных условиях Как вариант: коррекционная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.

Выделение коррекционной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, который первым в мировой психологии выделил общие закономерности психического развития при различных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи.

Благодаря этому стало возможным объединение отдельных направлений психологии, [изолированно] изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в коррекционную психологию.

Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я.Трошин, Л.В.Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и другие. Многие из них были коллегами, соратниками и учениками Л.С. Выготского.

В этом варианте дефиниции – объект изучения коррекционной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Предмет – закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.

Соответственно, задачи коррекционной психологии:

  • раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
  • исследование закономерностей развития и проявлений психики, особенных, конкретных, специфичных для детей с нарушениями в развитии;
  • изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
  • выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии детей.

И отсюда – основная задача: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Уже вполне понятно, что коррекционная психология возникла и развивалась (и продолжает развиваться) как пограничная область знаний, тесно связанная с различными разделами и отраслями психологии, педагогикой и медициной, что проявляется, в числе прочего, и общностью методологических позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.

В своем развитии коррекционная психология опирается на достижения физиологии, невропатологии и психиатрии.

Учет всех, по возможности, медицинских данных позволяет получать полное представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.

Кстати, по поводу особой связи коррекционной психологии с патопсихологией высказывается мысль о том, что коррекционная психология является частью патопсихологии. Однако с этим нельзя согласиться.

Но патопсихология изучает структуру и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности, а особенность психики аномального ребенка – развитие в условиях текущего или закончившегося патологического процесса.

Кроме того, патопсихология ориентирована на решение задач, поставленных клинической психиатрией, а коррекционная психология – на теорию и практику коррекционной педагогики.

Связь с педагогикой, обнаруживаемая достаточно легко, выражается и в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения. Коррекционная психология, действительно, еще и теснейшим образом связана с коррекционной педагогикой.

У этих отраслей знаний общий предмет изучения – дети с нарушениями в развитии, определенная общность задач, общие методологические основы, методы изучения, естественнонаучная база, что позволяет квалифицировать изучаемые явления в единых понятиях.

Но, заметим, коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей. Можно вспомнить слова С.Л.Рубинштейн: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает как одно из условий этого развития.

В педагогическом исследовании взаимоотношения меняются: предметом педагогики является процесс воспитания и обучения в его специфических закономерностях, психические свойства ребенка выступают как условия, которые должны быть учтены».

Категориальный аппарат коррекционной психологии – система понятий, отображающих различные стороны психической реальности в ее целостности, и специфических, только ей присущих характеристиках нарушенного развития. Формирование категориального аппарата нашей науки происходило под воздействием социальной практики и научных исследований.

Выше мы сказали о детях с нарушениями, аномалиями развития, поэтому уточним: Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.

По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру.

Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

В понятие «аномальное развитие» входит ряд положений:

  • дефект у ребенка, в отличие от взрослого человека, приводит к нарушениям развития;
  • дефект у ребенка может привести к нарушениям в развитии при определенных условиях – детский мозг обладает большой пластичностью, и здесь велики способности к компенсации дефекта
  • в связи с этим даже при наличии поражений в определенных отделах мозга и проводящих путях может не наблюдаться выпадения отдельных функций.

Выделение параметров анализа дизонтогенеза позволяет провести квалификацию аномального развития.

К таким параметрам относятся:

  • функциональная локализация нарушения, в зависимости от которого выделяют частный дефект, обусловленный нарушением гнозиса, праксиса, речи, и общий, связанный с нарушением регуляторных корковых и подкорковых систем головного мозга;
  • время поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития функций, при позднем поражении возникают повреждения с распадом психических функций;
  • степень поражения. Более глубокое поражение приводит к выраженным нарушениям в развитии.

Аномальные дети – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Сам термин произошел от греческого anomalos – неправильный, и в широком смысле слова им обозначают детей, имеющих более или менее выраженные нарушения в своем развитии, однако практически данное понятие – «аномальные дети» еще совсем недавно употребляли по отношению к детям, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны были обучаться в специальных учебных заведениях.

Сегодня к детям с нарушениями в развитии относят умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); множественными нарушениями.

Они нуждаются в комплексной реабилитации,  сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем, как мы все понимаем, помощь абсолютно индивидуализированную.

Современным эквивалентом термина «аномальные дети» являются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» и «дети с особыми образовательными потребностями» («сhildren with special needs»).

Итак, уточняем еще раз все по категориальному аппарату специальной психологии:

  • общепсихологические понятия, отражающие родство данной дисциплины с психологической наукой в целом. В эту группу входят такие понятия, как «психическая деятельность», «сознание», «личность», «мотив», «смысловая сфера», «образ», «значение», «операция», «интериоризация», «речевое опосредование» и многие другие;
  • класс специально-психологических категорий или терминов из смежных дисциплин. К ним относятся: «дизонтогенез», «системные отклонения», «ретардация», «компенсация», «коррекция», «реабилитация», «интеграция», «асинхрония», «регресс», «депривация» и т.д.
  • понятие «высшие психические функции», введенное Л. С. Выготским. Оно выступает ключевым постольку, поскольку благодаря его использованию удается наиболее полно охарактеризовать разнообразные феномены нарушенного развития и их структуру.

Сами высшие психические функции представляют собой сложнейшие системные образования, характеризующиеся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции, в силу чего они обладают высокой степенью пластичности за счет взаимозаменяемости, входящих в их состав элементов.

Неизменными остаются цель (задача) и конечный результат. Средства достижения поставленной цели могут быть вариативны. Пластичность высших психических функций как одно из их свойств лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных функций путем внутренней перестройки.

Теперь о принципах: коррекционная психология, как правило, пользуется системой объяснительных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин, поэтому сформулированные в общей психологии принципы являются едиными [для всех отраслей психологической науки].

Хотя, возможно, они и не являются универсальными вследствие существования различных теорий. Мы будем говорить о достаточно известных принципах, сформулированных в рамках традиций отечественной психологической школы и основанных на идеях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Скажем так: наиболее явным и общим является принцип отражательности – суть его в том, что все психические явления, во всем своем многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойства-ми психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность.

Важность для коррекционной психологии и не оспорить! Процесс развития психики есть не что иное, как совершенствование способности к отражению.

Никакие, даже самые тяжелые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь о снижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в неправильное, обманное, ложное, как, например, при галлюцинациях.

Психика всегда останется субъективным отражением объективной действительности, либо объективизированным отражением субъективной реальности.

А отсюда – любые формы отклонений в психическом развитии представляют собой и затруднения в процессе становления разных сторон отражательной деятельности психики, обязательно касающиеся, затрагивающие развитие образного отражения, понятийного (вербально-логического), эмоционально-смыслового и т. д.

Интересно
Отражение при этом может страдать с точки зрения полноты, точности, глубины, но всегда остается принципиально адекватным, в целом, верным, правильным. Например, такое тяжелое сенсорное нарушение как слепоглухота, при котором серьезно сужаются познавательные возможности индивида.

Но при определенных условиях обучения дети с подобными нарушениями способны (!) усваивать знания, достигая высокого уровня интеллектуального развития, успешно социально адаптироваться, профессионально самоопределяться.

А это было бы точно невозможно в ситуации неадекватного отражения – многоаспектность отражательной деятельности психики позволяет восполнять недостатки одних форм отражения за счет других, более сохранных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)