Технология проектного обучения

Большие возможности для включения учащихся в активную познавательную деятельность как на уроке, так и в процессе самостоятельной домашней работы представляет технология проектного обучения, выросшая из метода проектов. Метод проектов был разработан и начал внедряться в практику школ в самом начале XX в. в США.

Широкую известность в США и других странах получила работа профессора педагогического колледжа Колумбийского университета Уильяма Килпатрика «Метод проектов», написанная в 1918 г. У. Килпатрик – сторонник педагогики прагматизма, рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования, отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей, отрицал необходимость единых учебных программ, классно-урочной системы.

Процесс обучения предлагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся, призывал к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь строить педагогический процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде.

В своей работе «Метод проектов» он развивал идею обучения через организацию «целевых актов» и различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле Слова, включая развлечение), проект решения проблемы и проект-упражнение.

В 20-е гг. этот метод стал широко пропагандироваться в советской школе. В 1925 году на русском языке была издана брошюра У. Килпатрика «Метод проектов.

Применение целевой установки в педагогическом процессе», в 1926 г. – книга Коллингса «Опыт работы американской школы по методу проектов». Эти книги послужили основой для работы советских педагогов в этом направлении, были изданы книги Е.Н. Янжул, Е.Т. Кагарова, Л. Левина, С. Тюрберт, в которых делались попытки внедрения метода проектов в практику советской школы.

Проанализировав литературу периода 20 – начала 30 гг. XX в., можно выделить следующие характеристики метода проектов:

  • В основе метода проектов лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.
  • Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения учебного материала, что влечет за собой объединение всех предметных преподавателей над решением ряда задач – «проектов», взятых из жизни.
  • Значительная часть работы: сбор материала и применение на практике добытых результатов, происходят вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием, учителями являются не только учитель школы, но и все те граждане, большие и малые, от которых дети собирают необходимые им сведения.
  • Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы дети в достижении возможно скорее и лучше намеченной цели.
  • Сторонники метода проектов провозглашают эмансипацию школы от учебных предметов. В расписание вводятся разные виды проектов.

Таким образом, первоначальное понимание метода проектов выходило за рамки классно-урочной системы.

Метод проектов базируется на самодеятельной активности учащихся, так как истинное обучение осуществляется через различные формы организации деятельности учащихся («Обучение через делание», известный принцип Дж. Дьюи).

Уже в 20-е гг. была открыта истина, что учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству.

Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу учеников, приходящих в класс, чтобы прослушать известное количество уроков.

Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно, проработав одно задание, приниматься за другое. Метод проектов позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

Опираясь на теоретическую и практическую разработку проектов в первой четверти XX в., современная дидактика продолжает использовать проектное обучение в качестве актуальной технологии обучения.

Основные цели проектного обучения. В рамках проектной деятельности создаются предпосылки развития у учащихся как общеучебных умений и навыков, так и специфических предметных.

Общеучебные цели: (с точки зрения деятельности учащихся):

  • учиться ставить учебные проблемы и задачи, формулировать тему, объект и предмет исследования;
  • учиться определять цели и задачи проектной работы;
  • учиться выбирать наиболее рациональные и оптимальные способы достижения цели;
  • учиться планировать свою деятельность;
  • развивать мыслительные способности: умение сравнивать, обобщать, анализировать деятельность и ее результаты и т.п.;
  • развивать исследовательские умения;
  • учиться оценивать результаты своей деятельности; развивать умения истинно оценивать себя.

Цели в области развития коммуникативных умений и способностей:

  • учится работать в микрогруппе; развивать умение сотрудничать;
  • учиться совместно планировать и реализовывать задуманное;
  • учиться понимать и принимать чужую точку зрения;
  • учиться публично выступать, предъявлять результаты своей работы;
  • развивать у каждого позитивный образ себя и других;
  • развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя».

Информационный проект имеет своей целью сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме. Этот тип проектов направлен на формирование у школьников умений и навыков поиска информации, ее обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, фото- и видеоматериалов.

Классификация проектов:

  • по количеству учащихся проекты могут быть индивидуальными и групповыми;
  • по содержанию бывают монопредметными и межпредметными;
  • по продолжительности проектной деятельности выделяются краткосрочные (мини – проекты, выполняются в течение нескольких учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели) и долгосрочные проекты (от 4 недель до года);
  • по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты.

В рамках исследовательского проект моделируется ситуация реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения, цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведение экспериментов, формулирования выводов в соответствии с целью и задачами исследования. Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчете, участии в конкурсе проектов.

Творческий проектимеет свои специфические черты и создает условия для развития у учащихся творческих способностей. Формами представления такого проекта может быть сценарий школьного праздника, выпуск газеты, подготовка радиопередачи, оформление выставки и т. п.

Выполнение практико-ориентированного проекта связано с необходимостью создания социально-значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проектного обучения, так и другим людям: пример – комплект штор для кухни.

В реальной практике проектные работы учащихся носят комбинированный характер, сочетая в себе признаки различных типов проектов.

Н.Ю. Пахомова дает следующую характеристику учебного проекта с точки зрения учащихся:

  • это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;
  • это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат;
  • результат деятельности, носит практический характер.

Учебный проект с точки зрения учителя: это интегративное дидактическое средство развития, воспитания и обучения, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (выявлению учебных проблем и подпроблем, постановке целей и задач, вытекающих из проблемы);
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  • самоанализу и рефлексии;
  • презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и ее результатов;
  • поиску нужной информации;
  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования.

Технология проектного обучения – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и прочие методики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)