Технология проектного обучения
Большие возможности для включения учащихся в активную познавательную деятельность как на уроке, так и в процессе самостоятельной домашней работы представляет технология проектного обучения, выросшая из метода проектов. Метод проектов был разработан и начал внедряться в практику школ в самом начале XX в. в США.
Широкую известность в США и других странах получила работа профессора педагогического колледжа Колумбийского университета Уильяма Килпатрика «Метод проектов», написанная в 1918 г. У. Килпатрик – сторонник педагогики прагматизма, рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования, отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей, отрицал необходимость единых учебных программ, классно-урочной системы.
В своей работе «Метод проектов» он развивал идею обучения через организацию «целевых актов» и различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле Слова, включая развлечение), проект решения проблемы и проект-упражнение.
В 20-е гг. этот метод стал широко пропагандироваться в советской школе. В 1925 году на русском языке была издана брошюра У. Килпатрика «Метод проектов.Применение целевой установки в педагогическом процессе», в 1926 г. – книга Коллингса «Опыт работы американской школы по методу проектов». Эти книги послужили основой для работы советских педагогов в этом направлении, были изданы книги Е.Н. Янжул, Е.Т. Кагарова, Л. Левина, С. Тюрберт, в которых делались попытки внедрения метода проектов в практику советской школы.
Проанализировав литературу периода 20 – начала 30 гг. XX в., можно выделить следующие характеристики метода проектов:
- В основе метода проектов лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.
- Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения учебного материала, что влечет за собой объединение всех предметных преподавателей над решением ряда задач – «проектов», взятых из жизни.
- Значительная часть работы: сбор материала и применение на практике добытых результатов, происходят вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием, учителями являются не только учитель школы, но и все те граждане, большие и малые, от которых дети собирают необходимые им сведения.
- Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы дети в достижении возможно скорее и лучше намеченной цели.
- Сторонники метода проектов провозглашают эмансипацию школы от учебных предметов. В расписание вводятся разные виды проектов.
Таким образом, первоначальное понимание метода проектов выходило за рамки классно-урочной системы.
Метод проектов базируется на самодеятельной активности учащихся, так как истинное обучение осуществляется через различные формы организации деятельности учащихся («Обучение через делание», известный принцип Дж. Дьюи).
Уже в 20-е гг. была открыта истина, что учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству.
Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу учеников, приходящих в класс, чтобы прослушать известное количество уроков.
Внимание детей все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно, проработав одно задание, приниматься за другое. Метод проектов позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.Опираясь на теоретическую и практическую разработку проектов в первой четверти XX в., современная дидактика продолжает использовать проектное обучение в качестве актуальной технологии обучения.
Основные цели проектного обучения. В рамках проектной деятельности создаются предпосылки развития у учащихся как общеучебных умений и навыков, так и специфических предметных.
Общеучебные цели: (с точки зрения деятельности учащихся):
- учиться ставить учебные проблемы и задачи, формулировать тему, объект и предмет исследования;
- учиться определять цели и задачи проектной работы;
- учиться выбирать наиболее рациональные и оптимальные способы достижения цели;
- учиться планировать свою деятельность;
- развивать мыслительные способности: умение сравнивать, обобщать, анализировать деятельность и ее результаты и т.п.;
- развивать исследовательские умения;
- учиться оценивать результаты своей деятельности; развивать умения истинно оценивать себя.
Цели в области развития коммуникативных умений и способностей:
- учится работать в микрогруппе; развивать умение сотрудничать;
- учиться совместно планировать и реализовывать задуманное;
- учиться понимать и принимать чужую точку зрения;
- учиться публично выступать, предъявлять результаты своей работы;
- развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя».
Информационный проект имеет своей целью сбор, обработку и анализ информации по какой-либо учебной проблеме или теме. Этот тип проектов направлен на формирование у школьников умений и навыков поиска информации, ее обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, фото- и видеоматериалов.
Классификация проектов:
- по количеству учащихся проекты могут быть индивидуальными и групповыми;
- по содержанию бывают монопредметными и межпредметными;
- по продолжительности проектной деятельности выделяются краткосрочные (мини – проекты, выполняются в течение нескольких учебных занятий), среднесрочные (1-4 недели) и долгосрочные проекты (от 4 недель до года);
- по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты.
В рамках исследовательского проект моделируется ситуация реального научного поиска. Такая работа проводится на основе определения, цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы, проведение экспериментов, формулирования выводов в соответствии с целью и задачами исследования. Результаты такого проекта могут быть выражены в научной публикации, научном отчете, участии в конкурсе проектов.
Выполнение практико-ориентированного проекта связано с необходимостью создания социально-значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участникам проектного обучения, так и другим людям: пример – комплект штор для кухни.
Н.Ю. Пахомова дает следующую характеристику учебного проекта с точки зрения учащихся:
- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;
- это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;
- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат;
- результат деятельности, носит практический характер.
Учебный проект с точки зрения учителя: это интегративное дидактическое средство развития, воспитания и обучения, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (выявлению учебных проблем и подпроблем, постановке целей и задач, вытекающих из проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и ее результатов;
- поиску нужной информации;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования.
Технология проектного обучения – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и прочие методики.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу