Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Целью технологии выступает обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Основным критерием оценки результата учебной деятельности является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • оценка (Где ошибка?);
  • диагноз (В чем причина?);
  • самоконтроль (Каковы недостатки?);
  • критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?);
  • прогноз (Постройте прогноз).

Сравнение этапов традиционного комбинированного урока и урока развития критического мышления (табл. 3.2).

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Алгоритм учебного взаимодействия, методы и приемы обучения в рассматриваемой технологии представлены в таблице 3.3.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Основные методические проблемы учителя при подготовке уроков развития критического мышления:

  • Вызов:
    • Как научить учеников формулировать цели и задачи обучения?
    • Как настроить учеников на тему урока?
    • Как вызывать любопытство учащихся?
    • Как напомнить им о том, что они знали до начала урока?
    • Как научить их точно формулировать вопросы по теме?
  • Осмысление:
    • Как подать новый материал?
    • Как научить учеников активно, творчески этот материал осмыслить?
  • Рефлексия:
    • Как учащиеся смогут обдумать смысл изученного, взглянув на новый материал с позиции своего жизненного опыта?
    • Как ученики определят свое отношение к поднятым на уроках проблемам?

Характеристика некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления:

Метод “ИНСЕРТ” (Интерактивная система пометок для эффективного чтения и понимания).

Основная цель стратегии – побудить учащихся к отслеживанию собственного понимания изучаемой информации, используя определенную маркировку.

Выраженная в символах маркировка позволяет зафиксировать соответственные мыслительные операции.

Метод стимулирует концентрацию не только на известном материале, но и на новом, учит уточнять представляемую информацию, задавать вопросы, возникающие в процессе работы над текстом (табл. 3.4).

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Основные шаги реализации стратегии:

  1. Актуализация имеющихся знаний по теме и предположений по ней (мозговой штурм): индивидуально, в парах, в группе. Составление общего списка идей.
  2. Чтение информации с маркировкой: «V» – знаю; «+» — новое; «-» – информация противоречит имеющемуся личному опыту (или содержит противоречие в тексте); «?» – информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие.
  3. Обсуждение результатов самостоятельного чтения информации в парах, а затем в группе.
  4. Проверка общего списка первоначальных идей, их критическое рассмотрение.
  5. Составление обобщающей таблицы, четыре графы которой соответствуют названной маркировке.

Метод «Двучастный дневник».

В основе стратегии лежит комментирование текста. Оно способствует формированию умения интерпретировать информацию, выстраивать ассоциации, пропуская информацию через личный опыт.

Комментарий – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.

Какого рода может быть комментарий? Он может представлять собой: позицию читающего (за — против); интерпретацию выписанной цитаты; выражение эмоций, чувств, ассоциаций по отношению к информации; вопросы в связи с прочитанным и т.д.

Основные шаги реализации стратегии:

  1. Чтение текста с записями в форме двучастного дневника: цитата и комментарий. Задание учащимся: выписать любые 3-4 цитаты из начала, середины и конца текста. Выписанная цитата текста – фраза, словосочетание, которые запомнились, обратили на себя внимание, вызвали ассоциации, мысли, желание прокомментировать: почему эта фраза привлекла внимание; какие ассоциации вызывает эта фраза; какие мысли возникли в связи с этой цитатой; какие чувства вы испытали; какие возникают вопросы; с чем вы не согласны.
  2. Обсуждение результатов работы над текстом в парах, в группе. Зачитывание учащимися цитаты (по одной) и комментария к ней.
  3. Представление своей позиции по прочитанному в виде эссе.

Прием «двучастный дневник» подчеркивает важность активного чтения текста; учит задавать вопросы по тексту; высказывать свои идеи по поводу информации; при работе над текстом способствует привлечению личного опыта обучаемых; дает возможность увидеть многообразие интерпретаций.

Задачи использования стратегии:

  1. Развитие способности фиксировать информацию в виде ключевых слов, знаков, схем.
  2. Развитие умения обобщать и систематизировать поток информации.
  3. Развитие умения отслеживать развитие идеи, содержащейся в информационном сообщении.
  4. Умение связывать информацию со своим личным опытом.
  5. Развитие умения определять проблему, содержащуюся в сообщении.
  6. Развитие умения генерировать идеи.

Возможная схема использования стратегии при изучении нового материала:

  1. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всех. Учащиеся заполняют свои бортовые журналы (ключевые слова, рисунки, схемы).
  2. Учащиеся в парах, группах обсуждают содержание своих журналов, дополняют, при необходимости обращаются за консультацией к преподавателю.
  3. Преподаватель обсуждает бортовые журналы со всей аудиторией.
  4. Далее учитель читает следующий фрагмент лекции и цикл повторяется.

Прием -«толстый и тонкий вопросы» (табл. 3.5).

Этот прием может применяться для:

  • организации взаимоопроса;
  • начала беседы по изучаемой теме;
  • определения вопросов, оставшихся без ответа при изучении темы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Метод «Перекрестная дискуссия»:

  • Постановка проблемного вопроса, подразумевающего полярные ответы.
  • Работа над Т-схемой и заполнение таблицы (табл. 3.6) (индивидуально), формулировка аргументов.
  • Работа в парах (обсуждение записей в Т – схеме). Запись выводов по результатам размышления над Т – схемой.
  • Выработка правил ведения дискуссии (в группе).
  • Занятие позиции – «За», «Против», «Середина» (сомневающиеся).
  • Обсуждение в состоявшихся малых группах самых веских аргументов в защиту своей позиции.
  • Проведение дискуссии: одна из сторон высказывает свою позицию и один из аргументов.

Технология развития критического мышления через чтение и письмоПротивоположная сторона выслушивает аргумент, повторяя его, перефразируя, и готовит контраргумент, который она выдвигает противоположной стороне.

После этого сообщает свой аргумент в защиту своей позиции. И так поочередно высказывается каждая из сторон. «Середина» задает вопросы обеим сторонам, проясняя позицию.

Для этого время от времени ведущий дискуссии обращается к «середине»: не возникло ли у них вопросов. Периодически задается вопрос: «Кто хотел бы поменять позицию?» желающие могут ее изменить.

В качестве примера приведу организацию работы над проблемами семейного воспитания с использованием метода «перекрестная дискуссия», дискуссия организуется с помощью визуализации аргументов в форме таблицы (табл. 3.7).

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Метод «Обзор мнений методом ротации»:

  1. Формулировка проблемных вопросов по изучаемой теме, запись их на пронумерованных листах бумаги. Затем листы ватмана развешиваются на стенах в кабинете.
  2. Распределение учащихся в малые группы для дальнейшей работы. Каждой малой группе предлагается раскрыть сущность определенного проблемного вопроса.
  3. Выполнение задания в малых группах в течение 5-10 минут, запись ответа на листе бумаги (тезисы, схемы, рисунки и т.п.).
  4. Ротация по сигналу преподавателя: группы меняются вопросами, добавляют свои идеи, расширяют и углубляют смысл рассматриваемых пролей. Упражнение повторяется до тех пор, пока учащиеся не вернутся к своему изначальному листу.
  5. Обсуждение всех ответов, записанных на листах бумаги в своей группе, подготовка презентации выполненного задания.
  6. Презентация одной из учебных проблем.

Метод “Зигзаг”.

Деление на группы (кооперативные – 1, 2, 3, 4). Количество групп соответствует количеству частей, на которые разделен текст. Установка каждому: к концу занятия каждый член группы должен понять весь текст и знать его целиком, уметь растолковать его друг другу по частям.

Чтение и понимание учебного текста (каждый читает свою часть).

Работа в экспертных группах (1 + 1+1+1; 2+2+2+2; З+З+З+З; 4+4+4+4). Установка экспертным группам: тщательно изучить материал, по-партнерски обсудить его и убедиться, что во всем досконально разобрались. Затем решить, как лучше объяснить эту информацию, чтобы вернувшись в кооперативную группу, растолковать ее членам кооперативной группы.

Работа в кооперативных группах по содержанию текста: обучение друг друга. Установка кооперативным группам: все члены группы должны в итоге хорошо знать содержание теста, с этой целью следует делать пометки и задавать вопросы.

Обмен мнениями в общей группе. Могут быть вопросы, презентация, любые задания по всему тексту.

Дэвид Клустер для определения сущности критического мышления характеризует различные виды умственной деятельности, которые нельзя назвать критическим мышлением:

  • Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но кардинально отличающаяся от критического мышления, хотя многие учителя ценят память превыше всякого мышления и проверяют исключительно объем памяти.
  • Понимание сложных идей, также важнейшая мыслительная операция, однако и она не является критическим мышлением. Когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно. Мы лишь воспринимаем то, что создал для нас кто-то другой. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Запоминание фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.
  • Творческое или интуитивное мышление, но и к нему не подходит определение критическое мышление.

Д. Клустер выделяет пять признаков критического мышления:

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас. Вместе с тем критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным. Мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
  2. Информация является отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учащихся и побуждает их к критическому мышлению.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Для развития критического мышления большую роль играют коллективные, микрогрупповые и парные формы взаимодействия.

Учитель сознательно перестает быть обладателем «вечных истин», он способен учиться у своих учеников. Учитель исполняет роль умеющего уважать, способного к пониманию и поддержке друга и помощника. В центре внимания учителя не содержание предмета, а личность познающего ученика, который имеет свою точку зрения, умеет работать в сотрудничестве с другими и не боится взять на себя ответственность за воплощение идеи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)