Технология модульного обучения

Модульная технология, с одной стороны, предметно-ориентированная, так как цель процесса обучения – система ЗУНов (знаний, умений, навыков) по конкретной учебной теме.

С другой стороны, это личностно-ориентированная технология, так как подобная организация учебного процесса предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счет планомерной деятельности самообучения.

Модульная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. сак альтернатива традиционному обучению.

Черты технологии:

  • Активность ученика.
  • Четкость и определенная логика действий ученика.
  • Постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля.
  • Индивидуализированный темп обучения.
  • Гибкое управление деятельностью учащихся, переходящее в самоуправление.

Сущность модульного обучения. Ученик полностью самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль относительно самостоятельный фрагмент учебного материала, в котором в единую систему объединено содержание и технология овладения этим содержанием.

Состав модуля:

  1. Точно сформулированная интегрированная цель урока и цели учебных элементов или учебные задачи.
  2. Банк информации: учебный материал в виде конкретного текста.
  3. Задания для отработки необходимых навыков и основных умений.
  4. Методические указания учителя по достижению целей.
  5. Задания для самоконтроля, контроля учителя, самоконтроля.

Отличия модульного обучения от других технологий.

Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы как рациональнее действовать, где найти нужный материал.

Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модульной программы, так и непосредственно индивидуально с каждым учеником. Именно модуль позволяет перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения учителя и ученика становятся партнерскими.

Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом каждый может определить уровень своих знаний, увидеть затруднения и пробелы.

Каждый ученик получает модульную программу, индивидуально работает с ней, что позволяет учителю проводить консультационную работу.

В модульной технологии используют три вида целей:

  1. КДЦ – комплексная дидактическая цель, ориентирована на всю модульную программу. Это перечень знаний и способов мышления и деятельности, которыми должен овладеть учащийся после работы со всеми модулями данной программы.
  2. ИДЦ – интегрированная дидактическая цель ~ перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся после изучения отдельного модуля или цель одного урока.
  3. УЗ – учебная задача перед каждым учебным элементом или частная дидактическая цель (схема 5.1).

Технология модульного обучения

Построение учебных модулей предполагает определенную совокупность действий преподавателя (разработчика модульной программы).

При формировании учебного модуля необходимо осуществить следующие процедуры:

  • Определить дидактическую цель модуля, которая определяется как интегрированная цель и объединяет в себе требования к знаниям, умениям, навыкам, способам мыследеятельности, применительно к определенному модулю.
  • Выделить в содержании модуля учебные элементы (УЭ). Выделение учебных элементов может осуществляться как путем структурирования содержания учебного материала (выделяются основные блоки информации, понятия, основные теоретические положения в изучаемом материале), так и путем упорядочивания учебной деятельности (ввод в «ему, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, тренинг, контроль, коррекция).
  • Упорядочить учебные элементы в целостную и логическую структуру модуля.
  • Разработать содержание каждого учебного элемента модуля. На этом этапе определяются частные дидактические цели или учебные задачи, которые формулируются как можно точнее и понятнее для учащихся. Частные дидактические цели должны быть операциональны и диагностичны, чтобы можно было выявить степень их достижения. Проектируется учебно-познавательная деятельность учащихся, и разрабатываются методические указания для учащихся как необходимо действовать, чтобы достичь положительных результатов обучения в каждом конкретном учебном элементе модуля (табл. 5.1)

Технология модульного обучения

Для более эффективного управления учебной деятельностью и дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня учебных достижений разрабатываются карты самостоятельной работы по освоению модуля и маршрутные листы по освоению модуля.

В рамках организационной схемы модульного обучения осуществляется индивидуализация учебной деятельности. Создаются условия для выбора и конструирования учащимися индивидуального пути освоения модуля. Ученики могут выбирать как организационные формы учебной работы, так и содержание учебных заданий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)