Технология образования в глобальном информационном сообществе
Информационные технологии (ИТ) получают все большее распространение в современной школе. С помощью ИТ учащиеся узнают новые способы сбора информации, учатся работать с текстом, создавать графические объекты, базы данных, использовать электронные таблицы, переводить текстовую информацию в графики, таблицы, диаграммы и т.д.
Г.К. Селевко представляет три варианта осуществления компьютерной технологии:
- Как «проникающая» технология, применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.
- Как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых частей.
- Как монотехнология, когда все обучение, включая все виды диагностики, опираются на применение компьютера.
Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) один из вариантов использования персональных компьютеров на всех этапах учебного процесса с целью оптимизации активной познавательной деятельности учащихся.
Выделяют четыре основных направления использования информационно-компьютерных средств в образовании:
- Обучение основам вычислительной техники, повышение компьютерной грамотности учащихся.
- Использование персональных компьютеров на всех этапах образовательной деятельности для повышения эффективности педагогического процесса.
- Повышение эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся в образовании средствами информационных технологий.
- Управление образовательными процессами с помощью компьютерных программ.
ТОГИС направлена на то, чтобы использование информационных курсов Сети стало необходимо для решения познавательных задач.
Функции учителя в ТОГИС:
- Постановка целей обучения и планирование результатов.
- Организация деятельности обучающихся.
- Управление познавательной деятельностью.
- Экспертиза полученных результатов.
Структурная единица образовательного процесса в ТОГИС – блоков учебной темы (табл. 5.2).
Изучение темы начинается с вводного повторения (ВП). Изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационной сети.
Далее после фиксации минимально необходимого содержания идет групповое решение задач разного уровня с формированием групп на основе данных мониторинга успешности (РДЗ).
В ТОГИС знания и умения учащихся выступают результатом деятельности по решению учебных задач на всех этапах педагогического процесса.
Обобщение в ТОГИС организуется как обобщающий семинар по содержанию темы и присвоенным способам деятельности (ОП). Фиксация материала дополнительного объема совмещена с обобщением темы, поскольку способы деятельности учащихся над основным и дополнительным материалом одни и те же.Среди задач продвинутого уровня особое значение имеют те задачи, для которых нет однозначного решения, задачи, отражающие спорные вопросы изучаемой предметной области. После итогового разноуровневого контроля (Кон) и уроков коррекции (Кор) происходит переход к следующей теме (В.В. Гузеев).
Главный элемент учебного процесса в ТОГИС – решение учебной задачи. Учебная задача включает познавательную, информационную и коммуникативную составляющие (рис. 5.2).
ТОГИС ориентирована на создание учащимися собственного интеллектуального продукта. Учебные задачи, которые предлагаются учащимся, должны гарантировать увлекательную работу и сформировать укрупненные дидактические единицы.
Так же при организации работы в ТОГИС нельзя избегать сложных и непонятных текстов как источников информации, учитель должен помочь учащимся понять их, используя разные способы работы с текстами. Приведем пример учебной задачи В.В. Гузеева (табл. 5.3).
Деятельность учителя в ТОГИС включает следующий алгоритм:
- Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник, перечень информационных источников, культурные образцы).
- Проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков.
- Управление познавательной и оценочной деятельностью учащихся и экспертиза решений задач.
- Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков.
Результатами обучения в ТОГИС выступают осознание ценностей совместного труда, развитие умений организовать, спланировать и осуществить решение учебных задач, осуществить рефлексию результатов.
В процессе такой работы развивается интерес, мотивация и личностные качества учащихся (ответственность, познавательный оптимизм, коллективизм и др.).
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу