Технология образования в глобальном информационном сообществе

Информационные технологии (ИТ) получают все большее распространение в современной школе. С помощью ИТ учащиеся узнают новые способы сбора информации, учатся работать с текстом, создавать графические объекты, базы данных, использовать электронные таблицы, переводить текстовую информацию в графики, таблицы, диаграммы и т.д.

Г.К. Селевко представляет три варианта осуществления компьютерной технологии:

  1. Как «проникающая» технология, применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.
  2. Как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых частей.
  3. Как монотехнология, когда все обучение, включая все виды диагностики, опираются на применение компьютера.

Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) один из вариантов использования персональных компьютеров на всех этапах учебного процесса с целью оптимизации активной познавательной деятельности учащихся.

Выделяют четыре основных направления использования информационно-компьютерных средств в образовании:

  • Обучение основам вычислительной техники, повышение компьютерной грамотности учащихся.
  • Использование персональных компьютеров на всех этапах образовательной деятельности для повышения эффективности педагогического процесса.
  • Повышение эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся в образовании средствами информационных технологий.
  • Управление образовательными процессами с помощью компьютерных программ.
Автором ТОГИС является Гузеев Вячеслав Валерьянович – заведующий кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктор педагогических наук.

ТОГИС направлена на то, чтобы использование информационных курсов Сети стало необходимо для решения познавательных задач.

Функции учителя в ТОГИС:

  • Постановка целей обучения и планирование результатов.
  • Организация деятельности обучающихся.
  • Управление познавательной деятельностью.
  • Экспертиза полученных результатов.

Структурная единица образовательного процесса в ТОГИС – блоков учебной темы (табл. 5.2).

Технология образования в глобальном информационном сообществе

Изучение темы начинается с вводного повторения (ВП). Изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, CD-ROM и информационной сети.

В процессе решения учебных задач, осваивается новый материал, и отрабатываются способы деятельности, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (ИНМ – основной объем).

Далее после фиксации минимально необходимого содержания идет групповое решение задач разного уровня с формированием групп на основе данных мониторинга успешности (РДЗ).

В ТОГИС знания и умения учащихся выступают результатом деятельности по решению учебных задач на всех этапах педагогического процесса.

Обобщение в ТОГИС организуется как обобщающий семинар по содержанию темы и присвоенным способам деятельности (ОП). Фиксация материала дополнительного объема совмещена с обобщением темы, поскольку способы деятельности учащихся над основным и дополнительным материалом одни и те же.

Среди задач продвинутого уровня особое значение имеют те задачи, для которых нет однозначного решения, задачи, отражающие спорные вопросы изучаемой предметной области. После итогового разноуровневого контроля (Кон) и уроков коррекции (Кор) происходит переход к следующей теме (В.В. Гузеев).

Главный элемент учебного процесса в ТОГИС – решение учебной задачи. Учебная задача включает познавательную, информационную и коммуникативную составляющие (рис. 5.2).

Технология образования в глобальном информационном сообществе

ТОГИС ориентирована на создание учащимися собственного интеллектуального продукта. Учебные задачи, которые предлагаются учащимся, должны гарантировать увлекательную работу и сформировать укрупненные дидактические единицы.

По мнению автора данной технологии В.В. Гузеева, при отборе содержания задач важно, чтобы оно заставляло учеников искать информацию и работать с ней, расширяя арсенал способов деятельности, а также помогало осваивать иностранные языки (нельзя ограничиваться только русскоязычными текстами).

Так же при организации работы в ТОГИС нельзя избегать сложных и непонятных текстов как источников информации, учитель должен помочь учащимся понять их, используя разные способы работы с текстами. Приведем пример учебной задачи В.В. Гузеева (табл. 5.3).

Технология образования в глобальном информационном сообществе

Деятельность учителя в ТОГИС включает следующий алгоритм:

  1. Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник, перечень информационных источников, культурные образцы).
  2. Проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока уроков.
  3. Управление познавательной и оценочной деятельностью учащихся и экспертиза решений задач.
  4. Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока уроков.

Результатами обучения в ТОГИС выступают осознание ценностей совместного труда, развитие умений организовать, спланировать и осуществить решение учебных задач, осуществить рефлексию результатов.

В процессе такой работы развивается интерес, мотивация и личностные качества учащихся (ответственность, познавательный оптимизм, коллективизм и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)