Технология воспитания социального творчества, коллективное творческое воспитание и коллективное творческое дело

Технология воспитания социального творчества или коммунарская методика была разработана И.П. Ивановым и его единомышленниками в конце 50-х гг. XX в. и может быть рассмотрена как система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых детей на принципах гуманизма.

Для характеристики коммунарской методики используются также другие названия, например, методика коллективной организаторской деятельности, методика коллективной творческой деятельности, методика И.П. Иванова, «орлятская» педагогика от названия Всероссийского пионерского лагеря «Орленок»), методика коллективного творческого воспитания.

Основная цель и результат применения коммунарской методики – раскрепощение личности и воспитаем и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению.

В работе «Методика коммунарского воспитания» И.П. Иванов так характеризует одну из задач воспитательного процесса: «формализм гасит огонь сердец, который нужно не только сохранять, но и раздувать: жажда творчества, жажда нового, энтузиазм, живость ума, любознательность, молодая энергия должны оставаться у наших людей на всю жизнь; поэтому задача заключается не в увеличении мероприятий, а в создании живой, творческой атмосферы».

Впервые коммунарская методика как методика коллективной организаторской деятельности апробирована И.П. Ивановым в созданной им в 1959 г. вместе с ленинградскими педагогами Л.Г. Борисовой и ФЛ. Шапиро Коммуне юных фрунзенцев (КЮФ) – сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров.

Методика включала три основных звена:

  • коллективное планирование;
  • повседневную организаторскую работу;
  • коллективное обсуждение и оценку ее результатов.

Совместное участие в педагогическом творчестве воспитанников и взрослых «друзей коммуны» обогатило первоначальный замысел принципами и методами коллективной творческой деятельности (КТД). Разработку методики КТД Иванова затем продолжил творческий коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Коммунарская методика возникла как альтернативная авторитарной командно-бюрократической системе воспитания. Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40 – 70-х гт.: «бездетной педагогике», «педагогике массовых мероприятий», параднопоказной демонстрации коллективных достижений. Несовместимость коммунарской методики с регламентированной педагогической практикой обусловила трудности её распространения с сер. 60-х до сер. 80-х гг.

XX в. Характеризуя формализм в воспитании, И.П. Иванов выделил следующие его типичные проявления:

  • дробление воспитательного процесса, его планирование, осуществление и оценка как сумма обособленных мероприятий;
  • погоня за количеством воспитательных мероприятий;
  • односторонность трактовки того или иного воспитательного воздействия;
  • косность форм воспитательных воздействий, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, что противоречит динамизму развития личности и коллектива;
  • безликость воспитательных воздействий, отсутствие индивидуально-дифференцированных форм;
  • внешне показной характер воспитательной работы;
  • незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, их односторонне обучающий характер, сведение воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников.

Идеи демократизации отношений и самоуправления, творческие формы деятельности, организация неформального общения, игровые модели досуга школьников и другие начинания, рождавшиеся в середине 80-х гг. прошлого века, способствовали развитию и коммунарской методики, которая в новом виде получила название методики коллективного творческого воспитания (КТВ).

Методика КТВ создает условия для перехода от субъект-объектных отношений, когда воспитанник рассматривается как объект педагогического воздействия к субъект-субъектным отношениям, «когда личность старшего или более опытного не возвышается над личностью младшего или менее опытного, не подавляет ее своим превосходством и авторитетом, когда общение и деятельность протекают на паритетной основе (И.П. Иванов).

Переход на субьект-субъектную основу педагогического процесса позволяет организовать коллектив как гуманистическую детско-взрослую общность, имеющей целью свободное развитие каждого ее члена.

Суть методики коллективного творческого воспитания определяют 4 положения, характеризующие ее основные черты.

Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результат участия воспитанников в социально значимых делах.

Центральное звене методики – понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и ее мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети.

Такая забота есть по сути гуманистически мотивированная преобразовательная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей (воспитательная среда) и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка.

В «педагогике общей заботы» И.П. Иванова используется три группы форм воспитания; формы отношений товарищеского творческого обучения – творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера; формы отношений творческого содружества – коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно-практического характера, творческие праздники; синтетические формы этих отношений – повседневное товарищеское общение, творческие встречи.

Организация деятельности как общественно значимой («для людей, для близкого и далекого друга»), интересной для каждой личности и творческой («творчески – иначе – зачем:?»), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы).

Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел («разведка дел и друзей») и способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов.

Планирование воспитательного процесса включает такие направления общей творческой заботы:

  • общая забота воспитанников и их руководителей друг о друге, о своем коллективе, о каждом товарище;
  • общая забота воспитанников и их старших товарищей о своем микрорайоне, о родном крае;
  • общая забота воспитанников и их старших друзей о далеких людях.

Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности. Были придуманы ставшие популярными в стране творческие дела: трудовой десант, гайдаровский рейд, «концерт-ромашка», город веселых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов, интеллектуальный бой и др.

Педагогические приемы И.П. Иванова и его последователей ориентированы на организацию полноценной детской жизни и деятельности.

Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело к изобретению особого способа организации КТД – совета дела.

Интересно
Главная его задача – исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. Основной механизм использования совета дела – создание внутри коллектива временных микрогрупп (звеньев, бригад, команд) для выполнения определенного дела от его планирования до завершения.

В микроколлективе легче учитывается мнение каждого, а сжатые сроки, отведенные на выполнение данного дела, требуют от его участников интенсивной мысли, работы (своеобразного мозгового штурма). Предложения микрогрупп обсуждаются на общем сборе класса, отряда (защита и конкурс проектов). Лучший проект направляется в совет дела коллектива (школы, дружины), где процедура отбора повторяется. Окончательно план дела принимается общи» сбором.

Организация отдельных операций дела поручается группам внесшим те или иные предложения. Итоги обсуждаются в том же порядке: по микрогруппам, а затем на общем сборе.

Защищая идею совет; дела, И.П. Иванов предлагал «… так строить работу, чтобы план общих дел был фактически результатом творчества всех отрядов, чтобы каждый, даже самый младший…, чувствовал, что выполняет план, в который вошли и его предложения, и его доля инициативы.

Старшие предложат то, что им кажется самым важным, младшие своими предложениями сделают общий план привлекательным для себя, а в результате получится замысел, включающий и действительно общее для всей дружины, и особенное для каждой из возрастных групп».

Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе.

Эти отношения закреплены в законах товарищества (например, закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга, обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие педагогического и детского коллективов.

Как правило, таким коллективам свойственны искренность, юмор, понимание взрослыми устремленности подростков самореализации не только в обществе, деятельности, но и в любви, дружбе сострадании к слабому и др. В результате совместной деятельности и анализа рождаются доверие и сотрудничество, необходимые для образования «встречного движения» в процессе воспитания.

Открытое воспитание требует организации такого взаимодействия, при котором рождение идей, представлений, оценок происходит не «за кулисами» воспитания, а непосредственно в реальных жизненных ситуациях при участии воспитанников и педагогов.

Опыт применения коммунарской методики выявил особую роль коммунарского сбора. Общий сбор – высший орган коллектива, где воспитанниками и их старшими товарищами обсуждаются и сообща решаются самые важные вопросы жизни коллектива.

К разновидностям общего сбора относятся:

  • сбор – рождение коллектива;
  • общий сбор-старт;
  • общий сбор-«огонек»;
  • общий сбор-«молния».

Сбор выступает средством эмоционального сплочения коллектива, активным методом обучения гуманной и творческой коллективной жизни детей и взрослых, способом подведения итогов и одновременно поиска старта в движении к новым перспективам.

Сбор позволяет создать условия для развития разнообразных умений: публично выступать, обосновывать свои мысли, формулировать вопросы, коллективно размышлять и находить нужное решение, анализировать собственный опыт, использовать хороший опыт других, извлекать уроки на будущее, строить перспективу — ближнюю, среднюю и дальнюю.

И.П. Ивановым разработаны условия педагогического обеспечения коллективного творческого дела, названные «алгоритмом содружества» старших и младших.

Понятие КТД было введено И.П. Ивановым в середине 60-х гг. прошлого века для выделения основного звена в коммунарской методике, их особенности очень наглядно выявлялись в сравнении с воспитательными мероприятиями (открытой передачи готового общественно ценного опыта).

Каждое коллективное творческое дело, по И.П. Иванову, это проявление жизненно-практической заботы об улучшении общей жизни, совокупность определенных действий на общую пользу и радость.

Особенности решения воспитательных задач в КТД:

  • воспитательные задачи, которые ставятся воспитателями, в процессе КТД решаются незаметно для воспитанников;
  • в процессе КТД решаются задачи различного содержания воспитания (нравственного, трудового, интеллектуального, физического, эстетического и др.);
  • в процессе КТД развиваются в единстве все три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);
  • в процессе КТД реализуются различные функции воспитательной деятельности: передача воспитателями готового общественно ценного опыта и овладение этим опытом воспитанниками, создание нового опыта воспитанниками вместе с воспитателями, соединение этого опыта с прежним, обмен соединенным опытом, его закрепление и накопление в виде положительных традиций, дальнейшее их развитие, преодоление отрицательного опыта;
  • в процессе КТД взаимосвязано осуществляются различные звенья направленного воспитания: воспитание воспитателями воспитанников, самовоспитание воспитанников – взаимное и личное, самовоспитание воспитателей – взаимное и личное.

Основные условия воспитательной результативности коллективных творческих дел (по И.П. Иванову):

  • единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности, каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой, гражданской заботы;
  • творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
  • единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.

Коммунаре кая методика легла в основу творчества известных педагогов В.А Караковского, А.А. Католикова, Р.Г. Подболотовой, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина и др., стала составной частью педагогики сотрудничества, способствовала перестройке внеурочной работы школы, деятельное общественных организаций детей и подростков, внешкольной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)