Технология воспитания социального творчества, коллективное творческое воспитание и коллективное творческое дело
Технология воспитания социального творчества или коммунарская методика была разработана И.П. Ивановым и его единомышленниками в конце 50-х гг. XX в. и может быть рассмотрена как система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых детей на принципах гуманизма.
Основная цель и результат применения коммунарской методики – раскрепощение личности и воспитаем и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению.
В работе «Методика коммунарского воспитания» И.П. Иванов так характеризует одну из задач воспитательного процесса: «формализм гасит огонь сердец, который нужно не только сохранять, но и раздувать: жажда творчества, жажда нового, энтузиазм, живость ума, любознательность, молодая энергия должны оставаться у наших людей на всю жизнь; поэтому задача заключается не в увеличении мероприятий, а в создании живой, творческой атмосферы».Впервые коммунарская методика как методика коллективной организаторской деятельности апробирована И.П. Ивановым в созданной им в 1959 г. вместе с ленинградскими педагогами Л.Г. Борисовой и ФЛ. Шапиро Коммуне юных фрунзенцев (КЮФ) – сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров.
Методика включала три основных звена:
- коллективное планирование;
- повседневную организаторскую работу;
- коллективное обсуждение и оценку ее результатов.
Совместное участие в педагогическом творчестве воспитанников и взрослых «друзей коммуны» обогатило первоначальный замысел принципами и методами коллективной творческой деятельности (КТД). Разработку методики КТД Иванова затем продолжил творческий коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А.И. Герцена.
Коммунарская методика возникла как альтернативная авторитарной командно-бюрократической системе воспитания. Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40 – 70-х гт.: «бездетной педагогике», «педагогике массовых мероприятий», параднопоказной демонстрации коллективных достижений. Несовместимость коммунарской методики с регламентированной педагогической практикой обусловила трудности её распространения с сер. 60-х до сер. 80-х гг.
XX в. Характеризуя формализм в воспитании, И.П. Иванов выделил следующие его типичные проявления:
- дробление воспитательного процесса, его планирование, осуществление и оценка как сумма обособленных мероприятий;
- погоня за количеством воспитательных мероприятий;
- односторонность трактовки того или иного воспитательного воздействия;
- косность форм воспитательных воздействий, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе, что противоречит динамизму развития личности и коллектива;
- безликость воспитательных воздействий, отсутствие индивидуально-дифференцированных форм;
- внешне показной характер воспитательной работы;
- незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, их односторонне обучающий характер, сведение воспитательной работы к мероприятиям для воспитанников.
Идеи демократизации отношений и самоуправления, творческие формы деятельности, организация неформального общения, игровые модели досуга школьников и другие начинания, рождавшиеся в середине 80-х гг. прошлого века, способствовали развитию и коммунарской методики, которая в новом виде получила название методики коллективного творческого воспитания (КТВ).
Методика КТВ создает условия для перехода от субъект-объектных отношений, когда воспитанник рассматривается как объект педагогического воздействия к субъект-субъектным отношениям, «когда личность старшего или более опытного не возвышается над личностью младшего или менее опытного, не подавляет ее своим превосходством и авторитетом, когда общение и деятельность протекают на паритетной основе (И.П. Иванов).
Суть методики коллективного творческого воспитания определяют 4 положения, характеризующие ее основные черты.
Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результат участия воспитанников в социально значимых делах.
Такая забота есть по сути гуманистически мотивированная преобразовательная деятельность, в процессе которой изменяется образ жизни детей (воспитательная среда) и тем самым создаются условия для нравственного развития подростка.
В «педагогике общей заботы» И.П. Иванова используется три группы форм воспитания; формы отношений товарищеского творческого обучения – творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера; формы отношений творческого содружества – коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно-практического характера, творческие праздники; синтетические формы этих отношений – повседневное товарищеское общение, творческие встречи.
Организация деятельности как общественно значимой («для людей, для близкого и далекого друга»), интересной для каждой личности и творческой («творчески – иначе – зачем:?»), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы).Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел («разведка дел и друзей») и способов совместной работы, помогающих достичь наилучших результатов.
Планирование воспитательного процесса включает такие направления общей творческой заботы:
- общая забота воспитанников и их руководителей друг о друге, о своем коллективе, о каждом товарище;
- общая забота воспитанников и их старших товарищей о своем микрорайоне, о родном крае;
- общая забота воспитанников и их старших друзей о далеких людях.
Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности. Были придуманы ставшие популярными в стране творческие дела: трудовой десант, гайдаровский рейд, «концерт-ромашка», город веселых мастеров, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир знатоков, день рыцаря, защита фантастических проектов, интеллектуальный бой и др.
Педагогические приемы И.П. Иванова и его последователей ориентированы на организацию полноценной детской жизни и деятельности.
Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Переосмысление роли дежурных командиров как организаторов творческих дел и отношений привело к изобретению особого способа организации КТД – совета дела.
В микроколлективе легче учитывается мнение каждого, а сжатые сроки, отведенные на выполнение данного дела, требуют от его участников интенсивной мысли, работы (своеобразного мозгового штурма). Предложения микрогрупп обсуждаются на общем сборе класса, отряда (защита и конкурс проектов). Лучший проект направляется в совет дела коллектива (школы, дружины), где процедура отбора повторяется. Окончательно план дела принимается общи» сбором.
Защищая идею совет; дела, И.П. Иванов предлагал «… так строить работу, чтобы план общих дел был фактически результатом творчества всех отрядов, чтобы каждый, даже самый младший…, чувствовал, что выполняет план, в который вошли и его предложения, и его доля инициативы.
Старшие предложат то, что им кажется самым важным, младшие своими предложениями сделают общий план привлекательным для себя, а в результате получится замысел, включающий и действительно общее для всей дружины, и особенное для каждой из возрастных групп».
Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе.
Эти отношения закреплены в законах товарищества (например, закон «доброго отношения к человеку»), в позиции педагога как старшего друга, обеспечивающей полное взаимопонимание и взаимодействие педагогического и детского коллективов.
Открытое воспитание требует организации такого взаимодействия, при котором рождение идей, представлений, оценок происходит не «за кулисами» воспитания, а непосредственно в реальных жизненных ситуациях при участии воспитанников и педагогов.
Опыт применения коммунарской методики выявил особую роль коммунарского сбора. Общий сбор – высший орган коллектива, где воспитанниками и их старшими товарищами обсуждаются и сообща решаются самые важные вопросы жизни коллектива.
К разновидностям общего сбора относятся:
- сбор – рождение коллектива;
- общий сбор-старт;
- общий сбор-«огонек»;
- общий сбор-«молния».
Сбор выступает средством эмоционального сплочения коллектива, активным методом обучения гуманной и творческой коллективной жизни детей и взрослых, способом подведения итогов и одновременно поиска старта в движении к новым перспективам.
Сбор позволяет создать условия для развития разнообразных умений: публично выступать, обосновывать свои мысли, формулировать вопросы, коллективно размышлять и находить нужное решение, анализировать собственный опыт, использовать хороший опыт других, извлекать уроки на будущее, строить перспективу — ближнюю, среднюю и дальнюю.И.П. Ивановым разработаны условия педагогического обеспечения коллективного творческого дела, названные «алгоритмом содружества» старших и младших.
Понятие КТД было введено И.П. Ивановым в середине 60-х гг. прошлого века для выделения основного звена в коммунарской методике, их особенности очень наглядно выявлялись в сравнении с воспитательными мероприятиями (открытой передачи готового общественно ценного опыта).
Каждое коллективное творческое дело, по И.П. Иванову, это проявление жизненно-практической заботы об улучшении общей жизни, совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Особенности решения воспитательных задач в КТД:
- воспитательные задачи, которые ставятся воспитателями, в процессе КТД решаются незаметно для воспитанников;
- в процессе КТД решаются задачи различного содержания воспитания (нравственного, трудового, интеллектуального, физического, эстетического и др.);
- в процессе КТД развиваются в единстве все три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);
- в процессе КТД реализуются различные функции воспитательной деятельности: передача воспитателями готового общественно ценного опыта и овладение этим опытом воспитанниками, создание нового опыта воспитанниками вместе с воспитателями, соединение этого опыта с прежним, обмен соединенным опытом, его закрепление и накопление в виде положительных традиций, дальнейшее их развитие, преодоление отрицательного опыта;
- в процессе КТД взаимосвязано осуществляются различные звенья направленного воспитания: воспитание воспитателями воспитанников, самовоспитание воспитанников – взаимное и личное, самовоспитание воспитателей – взаимное и личное.
Основные условия воспитательной результативности коллективных творческих дел (по И.П. Иванову):
- единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности, каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой, гражданской заботы;
- творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
- единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.
Коммунаре кая методика легла в основу творчества известных педагогов В.А Караковского, А.А. Католикова, Р.Г. Подболотовой, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина и др., стала составной частью педагогики сотрудничества, способствовала перестройке внеурочной работы школы, деятельное общественных организаций детей и подростков, внешкольной работы.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу