Технологии рефлексии в учебном процессе

Рефлексию можно рассматривать как компонент структуры учебной деятельности. Понятие рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) рассматривается в философии, педагогике, психологии.

Интересно
Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением, анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя, размышлением о своем внутреннем состоянии.

В философии произошло выделение данного термина и самой рефлексии в качестве предмета исследования. В XVII в. английский философ Дж. Локк впервые употребил понятие рефлексия, подразумевая под ним процесс, за счет которого происходит получение нового знания.

Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Можно выделить две традиции в трактовке рефлексивных процессов: анализ собственного сознания и деятельности и рефлексивное понимание межличностного общения.

Рефлексия это не только понимание самого себя, но и того, как другие воспринимают и понимают «рефлексирующего», его личные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В начале XX в. А. Буземан впервые выделил рефлексивную психологию в качестве самостоятельной дисциплины.

В современной психологии выделяют такие типы рефлексии; интеллектуальную — анализ знаний об объекте и способов действия с этими знаниями; личностную – исследование собственных поступков, постижение своей «Я-концепции», образов собственного «Я»; коммуникативную – изучение особенностей группового общения; кооперативную – анализ успешности/неуспешности совместных действий коллективных субъектов.

Общими психологическими механизмами рефлексии являются остановка, фиксация, отстранение, объективация, оборачивание.

Остановка. Прекращение содержательной деятельности в ситуации, связанной с исчерпанием возможностей ее разрешения. Ситуация рассматривается как неразрешимая в данных условиях, так как прежний опыт не может обеспечить положительные результаты. Попытки решить проблему известными способами неэффективны, поэтому они прекращаются как бессмысленные.

Фиксация. Анализ хода и результатов предшествующей работы и формирование суждений.

Отстранение. Изучение «себя действующего» в отстраненной позиции. Реализуется способность видеть свои действия в зависимости от произвольно выбранной ситуации.

Объективация. Анализ своих действий в системе существующих или возможных. Восстановление прошлого опыта и конструирование образа собственного будущего. Отслеживание причин и возможных последствий своих действий.

Оборачивание. Возвращение к начальной ситуации, но с новой позиции и с новыми возможностями.

Методологическое определение связано с анализом деятельности для ее нормирования и перенормирования. Субъект должен выйти из ситуации деятельности, реконструировать собственные затруднения и найти пути выхода из них. Рефлексия субъектом собственной деятельности может рассматриваться в трех формах: ситуативная, ретроспективная и перспективная.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает включенность субъекта в ситуацию деятельности «здесь и сейчас». Ретроспективная рефлексия служит для анализа деятельности, выполненной в прошлом. Перспективная или проспективная рефлексия направлена на планирование будущей деятельности.

В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического взаимодействия) состояния своего развития, саморазвития и причин этого (С.С. Кашлев).

Структура процесса рефлексии (по С. С. Кашлеву):

  • рефлексия педагогом деятельности учащихся;
  • рефлексия педагогом своей педагогической деятельности;
  • рефлексия учащимися своей деятельности;
  • рефлексия учащимися педагогического взаимодействия (рис. 2.1).

Технологии рефлексии в учебном процессе

Функции рефлексии в педагогическом процессе:

  • проектировочная (проектирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

А.В. Хуторской выделяет такие уровни овладения учащимися навыками рефлексии в учебной процессе:

  • припоминание элементов выполненной на уроке деятельности;
  • фиксация изученного содержания по той или иной теме школьного курса;
  • выявление собственных результатов познавательной деятельности и способов их получения;
  • определение затруднений в деятельности, возникающих противоречий;
  • вербальные формы рефлексии;
  • эмоционально-образные способы рефлексии;
  • рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам;
  • встраивание полученных образовательных продуктов в общую знаниевую систему или теоретическую схему;
  • построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса и их взаимодействие;
  • построение модели деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие затруднения и способы их решения.

Необходимо понимать сущность рефлексии как типа профессиональной деятельности учителя и как способа деятельности учащихся. Рассмотрим различные технологии рефлексии как способы самоанализа
деятельности учащихся на уроке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)