Сущность понятия гуманистическая воспитательная система

В истории мировой педагогики выделяются разнообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделями, путями внедрения и т.д.

Изучением воспитательных систем, особенностей их становления, функционирования и развития занимаются такие отечественные и российские исследователи, как К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.

Воспитательные системы изучаются во взаимосвязи с педагогическими системами, осмыслением подходов к определению самой категории «воспитание», переосмыслением проблемы целостного педагогического процесса, взаимосвязи таких основных категории педагогики, как «образование», «обучение» и «воспитание».

Современные воспитательные системы многообразны, они могут создаваться в образовательных учреждениях разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских объединениях и организациях и др.

Воспитательные системы характеризуются единством общего, единичного и особенного в их становлении, функционировании и развитии.

Когда мы хотим рассмотреть то общее, что характерно для любой воспитательной системы, то речь идет о некоторых гипотетических характеристиках гуманистической системы, которые и будут раскрываться в этом вопросе. Единичное проявляется в авторских воспитательных системах, например, В.А. Сухомлинского, А.В. Караковского, А.А. Захаренко и др.

Особенное заключается в своеобразии, неповторимости каждой оригинальной воспитательной системы.

Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.

Чтобы определить сущность системы гуманистического воспитания, следует рассмотреть такие понятия, как «гуманизм» и «гуманность».

Анализ современной научной литературы дает основания рассматривать гуманизм в узком и широком значении. В первом случае гуманизм (лат. humanus – человечный) обозначает признание ценности человека как личности, его права на свободу и счастье.

В широком плане гуманизм в философской литературе рассматривается как система воззрений, утверждающая ценность человеческого существования, достоинства, права и свободы каждого индивида. Гуманизм как мировоззрение своими корнями уходит в эпоху Возрождения.

С развитием теории гуманизма человек рассматривается системообразующим фактором, ядром мировоззрения. Именно в гуманистическом мировоззрении отражается многообразие отношений человека с обществом, культурой, политикой.

Понятие гуманность определяется как человечность, отзывчивость, человеколюбие, уважительное отношение к Другому.

К.В. Гавриловец в структуру гуманности включает такие качества, как:

  • внимательность к самочувствию и нуждам другого;
  • доброжелательность в отношении успехов других;
  • тактичность в отношении к самолюбию, чувству собственного достоинства другого;
  • терпимость к недостаткам людей;
  • беспристрастность к тем, кто тебе несимпатичен;
  • помощь людям, попавшим в беду, защита слабых и беспомощных;
  • разрешение споров и конфликтов с позиции разума и ненасилия;
  • понимание высшего смысла жизни в служении людям.

Задачами гуманистического воспитания, которые решает любая гуманистическая воспитательная система, выступают (по В.Т. Кабушу):

  • формирование у воспитанников гуманистического мировоззрения, в первую очередь гуманистических установок и жизненных ценностей;
  • формирование у детей высокого уровня самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, умение ее проектирования и достойной реализации как условия самоопределения;
  • формирование у учащихся правильных представлений об общечеловеческих нормах морали: любви, сострадании, милосердии, сорадовании, вере в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям, опыта общения, основанного на гуманистических принципах; воспитание готовности оказать помощь близким и далеким, сочувствия и сострадания к природе и животному миру, правильного восприятия вышеуказанных ценностей как важнейших ориентиров;
  • воспитание у детей и подростков чувства собственного достоинства, моральной стойкости, умения проявлять силу воли в сопротивлении злу, порокам, соблазнам;
  • выработка у школьников стремления и желания ставить интересы другого человека выше своих собственных;
  • воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как к средству самоутверждения и высшей ценности в жизни человека и общества, формирование потребностей в творческом труде, преобразующей деятельности, в развитии своих способностей и профессиональной направленности;
  • воспитание у детей и подростков готовности и способности жить нравственно, согласно законам и нормам коллективной жизни, социальной ответственности, национального самосознания, необходимым для заботы о благополучии своей страны, сохранения человеческой цивилизации;
  • воспитание потребности в создании семьи и стремления к ее созданию, продолжению рода, умения обустроить свой дом, вести хозяйство, материально обеспечивать семью, воспитывать своих детей в духе гуманизма и демократии, создавать в семье доброжелательный климат;
  • даптация воспитанников к культуре как региональной, национальной, так и мировой.
Человекообразующие функции воспитания можно рассматривать и как функции гуманистической воспитательной системы, в которых проявляется ее назначение и роль, эти функции были выделены в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь 1999 г.

Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста.

Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

Функция индивидуализации предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и поколений.

Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и учащейся молодежи в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением.

Интересно
Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с ребенком, молодым человеком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях его жизни и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Предметом психологической поддержки выступают проблемы взрослеющей личности, связанные с кризисными событиями жизни, нарушениями личностного развития и поведения, трудностями социальной адаптации и интеграции.

Гуманитарная функция заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе.

Кулътурообразующая функция проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры.

В качестве структурных компонентов моделирования воспитательной системы выделяются концепция, управление, содержание, организация и общение.

Интересно
В основу моделирования воспитательной системы положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт в области гуманистического воспитания.

В качестве основных целей воспитательной системы выступают развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах: управление, содержание, организация и общение.

Управление воспитательной системой рассматривается как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления воспитательной системой разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

Содержание воспитательной системы – это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация воспитательной системы предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент воспитательной системы представляет единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношение сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимание к каждому, диалог и ситуации успеха).

Гуманистические воспитательные системы выступают той средой, где осуществляется гуманистическое воспитание. В.Т. Кабуш выделил некоторые признаки гуманистического воспитания.

Высшей ценностью воспитательной деятельности педагога является сам Ребенок. Следует видеть в нем Человека, а не объект воздействия, следует принимать его таким, каков он есть на самом деле.

Гуманистическое воспитание в качестве исходной позиции для педагогической деятельности провозглашает индивидуальность ребенка. Возможность самоопределения личности, ее индивидуализация – в таких основных ценностных характеристиках предстоит человеческое измерение прогресса.

Основным положением гуманистического воспитания ребенка как человека, его индивидуальности является отношение к нему как личности, как носителю определенного сознания. Соответственно этому складывается и позиция воспитателя к своему воспитаннику.

В основе методологии системы гуманистического воспитания лежит аксиология, раскрывающая сущность ценностного подхода и являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике.

Система ценностей включает: утверждение личностью своей значимости в социальной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности в общении; ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществлять самореализацию личности.

Система гуманистического воспитания открытая. В становлении, развитии и функционировании ее большую роль играет среда. Ребенок должен воспитываться там, где он родился, где он живет, где его среда обитания.

С самых ранних лет он испытывает прямые и опосредованные влияния разных учреждений своего микрорайона, окружающей действительности, окружающих людей, открытая система включает семью, внешкольные учреждения, социально-педагогические комплексы, целые педагогические зоны.

Развитие системы педагогического воспитания происходит под влиянием и с учетом социально-политических изменений (внешние факторы), достижений психологической, педагогических наук и благодаря взаимодействию ее подсистем (внутренние факторы).

Система гуманистического воспитания представляет собой процесс управляемый, т.е. предусматривает в обязательном порядке руководство, самоуправление, соуправление и саморегуляцию.

Ребенок – цель, результат и показатель эффективности функционирования гуманистической системы. Ребенок в воспитательной системе реализует функции, как объекта, так и субъекта воспитания.

Ребенок – объект педагогических влияний как специально организованных педагогических воздействий, осуществляемых через личный пример педагога, включение учащихся в различные виды деятельности, общение, корректировку межличностных отношений и др.

Но ребенок и субъект педагогического взаимодействия, он участвует в управлении воспитательной системой (самоуправление, соуправление), от него зависит эмоциональное восприятие педагогических влияний и он сам является источником внешних воздействий на других в детско-взрослой общности.

Одной из приоритетных задач практики воспитания в новых социокультурных условиях выступает создание единого образовательного пространства и воспитывающей среды в нем. В развивающей образовательной среде происходит опосредованное взаимовлияние всех субъектов детско-взрослой общности (как детей, так и взрослых).

Таким образом, для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность. Воспитательная система любого образовательного учреждения тесно связана с микро- и макро-средой.

Макро-средой для функционирования воспитательных систем выступает все общество в целом, функции микро-среды выполняет социум, освоенный школой (микрорайон, населенный пункт).

Средовой подход как методологическая база проектирования и реализации гуманистических воспитательных систем указывает на необходимость гуманизации не только стиля и характера педагогического общения, форм и методов образовательного процесса, гуманитаризации содержания образования, но и гуманизации предметной и духовной среды жизнедеятельности школьного коллектива, эстетизации пространственно-предметного компонента среды, формирования воспитывающей и развивающей духовной среды образовательного учреждения на любой ступени национальной системы образования.

Образовательная среда школы понимается как совокупность разного рода возможностей, предоставляемых учреждением образования субъектам образовательного процесса для обеспечения условий их полноценного и разностороннего развития (Н.А. Масюкова).

Интересно
Создание гуманистической воспитательной системы начинается с разработки ее исходной концепции и ознакомления с ее основными идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т.п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации воспитательной системы вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей.

В процесс управления системой вовлекается все большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются зоны свободного развития, побуждающие участников воспитательной системы к творческому поиску.

Сложившиеся воспитательные системы гуманистического типа отличаются здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентаций и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребенку ощущение душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутренними силами; взаимодействием со средой и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)