Сущность понятия авторская школа

Термин «авторская школа» стал употребляться в педагогической литературе с конца 80-х гг. XX в. Под авторской школой можно понимать экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом.

Генезис данного педагогического феномена можно проследить в истории мировой педагогики. Авторскими были воспитательные и образовательные заведения И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, С. Френе, Р. Штайнера, М. Монтессори, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, АС. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, В.А Сухомлинского и др.

Непосредственное возникновение авторских школ связано с активизацией в СССР конца 80-х гг. XX в. общественно-педагогических движений. В 1987 г. «Учительская газета» провела конкурс, на котором впервые были представлены проекты авторских школ. В результате трех туров общественно-государственной экспертизой из 250 проектов было отобрано шесть. Эго были проекты B.C. Библера, Н.П. Гузика, Е.М. Ереминой, Д.А Лебедева, С.А. Марьясина, АН. Тубельского. В августе 1988 г. соответствующим учебным заведениям присвоено звание «Авторская школа».

В.А Капранова отмечает, что в современной педагогике понятие «авторская школа» отождествляется с такими понятиями, как «альтернативная школа», «экспериментальная школа», «инновационная школа».

На базе авторских школ осуществляется экспериментальная работа, сущность которой состоит в поиске новых целей, содержания образования и технологических аспектов их реализации.

Интересно
Процессу становления авторской школы присущ ряд особенностей и этапов, например, сформировавшаяся у автора концепция и первоначальный проект ее реализации впоследствии дополняются и в определенной мере изменяются коллективом педагогов.

Осознание личной причастности к выработке целей, содержания и  средствпедагогической деятельности переводит педагогов и учащихся из объектов эксперимента в его субъектов, развивающихся в процессе накопления коллективного и индивидуального опыта.

Авторские школы создаются, как правило, на базе уже существующих педагогических и детских коллективов. Этим коллективам необходимо определенное время для освоения новых форм работы, для перехода в «режим развития».

Поэтому вначале естественной является своеобразная «примерка» на себе новых идей и форм деятельности каждым педагогом, учащимся, а также родителями. Такой период самоопределения неизбежен; естественны и конфликты, которые могут разрешаться только при выявлении содержательных основании возникших противоречий.

Реализация авторских проектов требует соответствующего научного обеспечения. В авторских школах предусмотрены должности исследователей.

Роль научного работника здесь характеризуется близостью научно-педагогических взглядов создателя авторской школы и ученого; совместной деятельностью ученого и учителя (воспитателя) в процессе урока и различных формах внеурочной работы, а также в проблемных группах педагогов.

Исследователь призван дать научную интерпретацию деятельности педагога. В авторской школе особое значение придается работе педагогического коллектива с родителями и общественностью, т.к. идеи автора и средства их достижения в силу их новизны не всегда могут вытекать из сложившегося запроса общества и адекватно восприниматься.

Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом государственного управления в сфере образования после проведения специальной общественно-государственной экспертизы соответствующей заявки. Статус экспериментальной площадки дает право на своеобразное построение учебно-воспитательного процесса или же новой структуры учреждения.

В.А. Капранова выделяет два типа авторской школы: в первый тип включены те образовательные учреждения, у истоков создания которых стоял конкретный автор, создавший собственную самобытную педагогическую систему; второй тип включает школы, претворяющие в своей работе философские и психолого-педагогические концепции альтернативного направления в педагогике.

К общим закономерностям, свойственным функционированию всех типов авторских школ относятся (В. А Капранова): демократичность, проявляющаяся в предоставлении права всем детям независимо от материального и социального статуса их родителей получать образование; дифференциация и индивидуализация обучения; создание комфортных условий обучения; целостность педагогической системы.

К авторской школе можно отнести, например, школу Л. В. Тарасова «Экология и диалектика». Лев Тарасов вкладывает в понятие «экология» бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, планете. Термин «диалектика» подчеркивает ориентацию на диалектическое, вероятностное мышление.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)