Сущность педагогической технологии

Характеризуя сущность понятия «педагогическая технология», необходимо осознавать неоднозначность трактовки данного термина в научной и методической литературе.

Термин «технология» произошел от греческого techne — искусство, мастерство, умение и возник в связи с техническим прогрессом.

Технологический процесс предусматривает преобразование объекта труда из необработанного исходного состояния в конечный продукт, соответствующий определенным критериям, и такое преобразование осуществляется поэтапно, с установленной последовательностью операций и использованием необходимых средств для гарантированного достижения результата всего технологического цикла.

Современная цивилизация связывает с технологиями свои представления о качестве товаров и услуг и в конечном счете о качестве жизни.

Интересно
Зародившись в сфере техники и производства, в XX в. технологический подход стал активно разрабатываться и в такой гуманитарной сфере как образование. Во второй половине XX в. появилась проблема качества образовательных услуг и технологий его обеспечения.

Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940 – 1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств обучения. Впоследствии теория и практика образования корректируют этот термин.

Выделяются следующие этапы эволюции термина «технология» в образовании:

  • I этап – 40 – 50 гг. XX в. Внедрение технических средств обучения (ТСО) в учебный процесс;
  • II этап – 50 – 60 гг. XX в. Развитие программированного обучения, распространение средств обратной связи, поиск наиболее эффективных способов и средств управления процессом усвоения обучающимися строго дозированного учебного материала на основе достижений кибернетики;
  • III этап – 70-е гг. XX в. Управление учебным процессом на основе предварительного проектирования (проект образовательного процесса определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся; диагностическое целеполагание). Разработка целого ряда разнообразных предметно ориентированных технологий;
  • IV этап – 80-е гг. XX в. Дальнейшее осмысление сущности современного педагогического процесса, развитие стохастического (вероятностного) подхода в образовании, направленного на технологизацию не педагогического процесса, а развивающей образовательной среды и опосредованного управления развитием образовывающегося.

В современной западной педагогической литературе рассматриваются «аn educational technolody» – образовательные технологии, в отечественной педагогической мысли был введен термин «педагогические технологии». Мы будем рассматривать данные термины как синонимы.

Понятие «образовательная технология» является предельно широким и может описывать любые технологии, образовывающие личность.

Развитие личности происходит в разнообразных образовательных процессах, таких как, воспитание, обучение, социализация, формирование заданных качеств, нравственное становление, индивидуализация и др., следовательно, и образовательные технологии многообразны.

В настоящее время существует ряд исследований, целостно представляющих различные авторские технологии обучения и воспитания, и гораздо меньше представлены технологии социализации, взросления, индивидуализации, персонификации личности в образовательном процессе и его средствами.

Разнообразие образовательных технологий объективно предопределено сложностью глобальной конечной цели, как всего образовательного процесса, так и педагогического процесса в частности, а именно развитием личности.

Проблема человека, развития личности, является одной из самых сложных и вечных проблем не только педагогической науки, но и всех наук, имеющих антропологический характер. Что развивается в образовании? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя.

Интересно
В качестве целей образовательной деятельности выступают знания, разнообразные умения и навыки, способности, личностные смыслы и ценности, мировоззренческие установки, социальные нормы, образцы поведения и деятельности, культурные нормы и т.д.

Самый простой и далеко не полный перечень целевых детерминант в образовательной сфере указывает и на многообразие способов или технологий их достижения.

Рассмотрение образования как преемственно связанной совокупности его ступеней, вводит проблему разнообразия технологий, организующих образовательную деятельность на качественно разных возрастных этапах развития личности.

Очевидно принципиальное различие технологий дошкольной ступени образования и, например, последипломного образования или подготовки кадров высшей квалификации.

Образование можно рассматривать и как метадеятельность, в которой выделяются более конкретизированные ее типы, например, управленческая, педагогическая, методическая, диагностическая, рефлексивно-оценочная, исследовательская и т.п., для которых, в свою очередь, существуют свои специфические технологии.

Следовательно, термин «образовательная технология» можно соотнести с названием научной дисциплины, изучающей закономерности технологизации всей системы образования и ее отдельных подсистем, а не только с учебным процессом.

Педагогика как наука, исследующая закономерности различных образовательных процессов, реализуя описательно-объяснительную функцию на теоретическом уровне, представляет собой совокупность онтологических (описательных) знаний, а такое направление в педагогической науке как образовательная технология вырабатывает знание нормативное, то есть знание-предписание на практическом или технологическом уровне.

Существуют разные подходы к определению понятий педагогическая или образовательная технология, например:

  1. Проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (B.П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  3. Образовательная технология – способ системной организации образовательной деятельности в различных областях знания, культуры, окружающего мира, мышления, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании специализированного инструментария (Т. С. Назарова).
  4. Педагогические технологии есть совокупность способов педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития (С.С. Кашлев).
  5. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
  6. Педагогическая технологи (технология обучения в широком смысле слова) – это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Технология обучения в узком смысле слова – это педагогически, валеологически и экономически обоснованный процесс гарантированного достижения эталонных результатов обучения (знания и умения), осуществляемый на основе специально переработанного содержания и критериального контроля (Д. Г. Левитес).
  7. Педагогическая технология – это определяемая целями конкретной педагогической системы и возможностями ее объектов, гарантирующая достижение этих целей последовательность познавательных действий учащегося и обеспечивающая их реализацию последовательность состояний образовательной среды и организационно-управленческих действий педагога (Г.Н. Петровский).

Понятие «технология обучения» является производным от понятий «педагогическая технология» или «образовательная технология». Понимание термина «технологии обучения» можно развивать в контексте анализа предметно ориентированных технологий.

Вслед за Н.И. Запрудским перечислим ряд признаков, которые и выделяют предметно ориентированную технологию из всей совокупности образовательных технологий:

  • диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся;
  • наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;
  • наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких психологических или педагогических теорий;
  • возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных научных основаниях, не зависящих от личности пользователя;
  • наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов.

М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев на основе исторического генезиса образовательных технологий выделяют три стадии и три парадигмы развития технологического подхода в образовании: эмпирическую, алгоритмическую и стохастическую, которым соответствуют свои поколения технологий.

Сущность педагогической технологии

А.Н. Дахин, приняв за основу вышеуказанные парадигмы технологического подхода, характеризует три концепции образовательных технологий, сущность которых представлена в сравнительной таблице (табл. 1.1).

Прежде чем представить состав и структуру образовательной технологии обратимся к философскому словарю за разъяснением термина «структура». Структура – от латинского struktura, строение, внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Рассмотреть структуру образовательной технологии, значит выделить совокупность взаимосвязей и отношений между ее элементами. За помощью обратимся к ученым, исследующим состав и структуру образовательной технологии.

В.В. Гузеев выделяет следующие компоненты образовательной технологии:

  • модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, наличие которых необходимо для осуществления технологического процесса;
  • некоторое диагностичное и операциональное представление планируемых результатов обучения (модель конечного состояния учащегося);
  • средства диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития системы;
  • набор моделей обучения (методы, приемы, средства, организационные формы обучения);
  • критерии выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий;
  • механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

Взаимосвязь вышеуказанных компонентов в целостной структуре образовательной технологии демонстрирует рис. 1.2.

Сущность педагогической технологии

Г.Н. Петровский предлагает свою структурную схему описания педагогической технологии (табл. 1.2), автор включает педагогическую технологию в педагогическую систему, в которой выделяет как минимум три элемента: учащийся, педагог, образовательная среда.

Сущность педагогической технологии

В четырехэлементной педагогической системе наряду с учащимся, педагогом и средой, включается четвертый компонент – персональный компьютер (табл. 1.3).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)