Сущность местных финансов

Местные финансы — это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовых средств.

В мировой практике к местным финансам относятся финансы областей, округов, городов, общин, районов.

Основными принципами организации местных финансов являются самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность.

Самостоятельность бюджета выражается: в наличии у муниципального образования своих источников доходов, в праве органов власти самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять
источники финансирования; в решении финансовых вопросов соответствующими представительными органами; в исполнении принятых решений соответствующими исполнительными местными органами власти.

Полнота отражения финансовых поступлений и платежей. Это требует отражения в обязательном порядке и в полном объеме всех их доходов и расходов и обязательных поступлений, определенных налоговым и бюджетным законодательством.

Сбалансированность означает, что объем предусмотренных муниципальных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из собственных и заемных источников.

Эффективность и экономность использования финансовых ресурсов, что требует от соответствующих органов и получателей средств исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств.

Гласность, то есть необходимость публикации органами власти сведений о принятии и исполнении решений в области финансов в открытой печати.

Достоверность. Принцип сводится к надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальности расчета финансовых поступлений и платежей.

Государственная финансовая поддержка означает, что местные бюджеты для соблюдения минимальных государственных социальных стандартов имеют право на получение бюджетных средств в рамках межбюджетного регулирования.

Адресность и целевой характер финансовых ресурсов означает, что финансовые средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы.

Интересно
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные принципы организации местных финансов, установил источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Формирование и исполнение местных финансов осуществляется на основе Конституции РФ, Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставов и законов субъектов Федерации, уставов муниципальных образований и других законодательных актов.

В соответствии с названным Законом каждое муниципальное образование имеет:

  • собственный бюджет муниципального образования;
  • право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Например, в Тюменской области согласно закону Тюменской области «Об областном фонде финансовой поддержки муниципальных образований в Тюменской области» с 1999 г. функционирует фонд финансовой поддержки муниципальных образований.

Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых ниже среднего уровня в целом по муниципальным образованиям, имеют право на получение финансовой помощи из фонда.

Размер средств фонда, причитающихся каждому муниципальному образованию в течение года, определяется исходя из рассчитанной в процентах доли от фактического объема средств фонда за отчетный период. Перечисление средств в местные бюджеты из фонда производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на получение финансовой помощи.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставами муниципальных образований.

Интересно
Согласно Уставу муниципального образования городская Дума осуществляет рассмотрение проекта бюджета города, утверждение бюджета и контроль за его исполнением, включая рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Глава города обеспечивает составление проекта бюджета города, исполнение бюджета и составление отчета об его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета.

Органы местного самоуправления участвуют в финансово-кредитных отношениях, взаимодействуют с территориальными органами Государственной налоговой
службы Российской Федерации и Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право:

  • выбирать уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса;
  • осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
  • взаимодействовать с органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам путем контроля за своевременным и полным поступлением налогов, взаимного представления необходимой информации;
  • создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов;
  • взаимодействовать с территориальными органами Главного управления Федерального казначейства, заключать с ними соглашения об обслуживании исполнения местных бюджетов;
  • создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета;
  • возложить на уполномоченный банк в соответствии с заключенным договором следующие функции: кассовое исполнение местного бюджета; кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
  • инвестирование свободных остатков денежных средств местного бюджета в государственные и муниципальные облигации с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
  • размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • выдавать ссуды юридическим и физическим лицам, предусмотренные местным бюджетом, получать кредиты в банках и других кредитных организациях.

Выпуск муниципальных облигаций органы местного самоуправления могут осуществлять исключительно в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования.

Размещение, обращение, распространение (продажа и покупка) муниципальных облигаций осуществляется в соответствии с законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Тюменской городской Думой принято «Положение о муниципальных ценных бумагах», основными целями которого являются:

  • финансирование дефицита бюджета города на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных договорных проектов;
  • получение неналоговых доходов бюджета за счет привлечения на рынке ценных бумаг займов на финансирование расходов бюджета города в части осуществления конкретных проектов и целевых долгосрочных программ.

В решении вопросов организации местных финансов участвуют органы государственной власти России и органы государственной власти субъектов федерации. Они выполняют следующие функции:

  • регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, а также между бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами;
  • обеспечивают выполнение федеральных и региональных целевых программ и контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств;
  • разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, социальные нормы, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
  • оказывают методическую помощь в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
  • контролируют соблюдение налогового и бюджетного законодательства России и субъектов федерации со стороны органов местного самоуправления;
  • компенсируют увеличение или уменьшение расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти России или органами государственной власти субъектов федерации;
  • наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей им материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления этих полномочий.

Вышестоящие органы власти федерации и субъекты федерации участвуют в организации местных финансов путем перераспределения финансовых ресурсов из вышестоящих источников.

Цель выравнивания — выравнивание доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам исходя из задач и функций, возлагаемых на их органы власти, и соблюдения минимальных государственных стандартов.

Минимальные государственные социальные стандарты — устанавливаемые законодательством Российской Федерации минимально необходимые гарантии социальной защиты.

Они обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека бесплатно или за доступную плату за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, средств предприятий, иных средств.

Социальные нормы и нормативы — это единые или групповые показатели необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами и благами.

Они устанавливаются в натуральном выражении по их видам на соответствующую единицу или определенное количество соответствующих единиц (на одного жителя, на одного учащегося, на один койко-день, на 1000 жителей, на 10000 жителей и т.д.).

Денежное выражение социальных норм — финансовые нормы расходов.

Социальные нормы могут устанавливаться от минимально необходимых до максимальных (рациональных — не допускающих излишества). Но лишь первые могут использоваться для исчисления расходов минимальных бюджетов, обеспечивающих соблюдение минимальных государственных стандартов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)