Государственный и муниципальный финансовый контроль

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является контроль за различными сферами общественной жизни.

В наиболее общем понимании финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

В сфере государственного управления, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Целью финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных действий по управлению финансовыми ресурсами.

Классификация финансового контроля в теории финансов проводится по разным основаниям: в зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств.

Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств;

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают контроль государственный, муниципальный и независимый.

Государственный контроль проводится органами государственной власти и местного самоуправления (рисунок).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти:

  • Министерство финансов РФ;
  • Министерство экономического развития;
  • Федеральное казначейство;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам России;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • Налоговая инспекция РФ;
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная антимонопольная служба России;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • Департамент страхового надзора Министерства финансов России.

Местный финансовый контроль осуществляют выборные и другие органы местного самоуправления: главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

  • бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, правоохранительные органы;
  • налоговый — его осуществляют налоговые органы – Налоговая инспекция РФ, Министерство финансов Российской Федерации;
  • банковский — контроль, проводимый Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;
  • валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, Центральный банк РФ, Налоговая инспекция РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам России;
  • контроль за страховой деятельностью — проводится Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется различными методами.

Под методом понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Обследование предполагает проведение исследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе её используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Ревизия — это основной метод финансового контроля, целью которого является установление законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии.

Ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

  • проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
  • проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;
  • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
  • получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам.
  • Ревизии подразделяются на несколько видов: по содержанию ревизии делятся на документальные и фактические.
  • Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.
  • Фактическая ревизия проверяет наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в 2 года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные.

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий юридическое значение.

В документе указываются цели, основные результаты, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)