Стадии и содержание бюджетного процесса
Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетный год устанавливается 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Счетный год, кроме бюджетного года, включает «льготный период», необходимый для завершения финансирования отдельных объектов.
Бюджетный процесс осуществляется в четыре стадии:
Каждый орган власти на каждой стадии бюджетного процесса имеет свои бюджетные полномочия.
Бюджетные полномочия — это совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
К субъектам, обладающим бюджетными полномочиями, относятся:
- Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ;
- органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного финансового контроля;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по обороту государственных ценных бумаг.
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.
Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление проектов бюджетов — исключительная функция Правительства РФ. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта бюджета состоит из нескольких этапов:
- первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством плана-прогноза функционирования экономики страны на очередной финансовый год;
- второй этап — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов;
- третий этап — рассмотрение проекта бюджета и иных сопутствующих ему документов, представленных Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, и утверждение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» для внесения его в Государственную Думу.
Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.
Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
Со стадией рассмотрения и утверждения бюджета связано понятие «бюджетной инициативы» — право субъекта, обладающего бюджетными полномочиями, вносить изменения в проект бюджета.
Правительственная бюджетная инициатива предполагает реализацию прав только правительства по внесению изменений в проект бюджета и ограничивает права парламента. Парламент должен либо утвердить, либо отклонить бюджет в целом (Великобритания).
Парламентская бюджетная инициатива предусматривает право членов парламента на внесение исправлений в проект в процессе его рассмотрения с тем, чтобы затем утвердить этот исправленный проект (США).
Смешанная бюджетная инициатива распространена в западноевропейских странах и России. Поправки и изменения в проект бюджета могут вносить как правительство, так и парламент.
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Четвертой стадией бюджетного процесса являются подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
- об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
- об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществлять государственный и муниципальный финансовый контроль.
Законодательные государственные и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль в следующих формах:
- предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Особыми полномочиями в бюджетном процессе наделены Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за ведением операций с бюджетными средствами, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
- Сущность, значение и функции кредита
- Управления бюджетными средствами
- Доходы и расходы местного бюджета
- Функции органов местного самоуправления по формированию и исполнению местного бюджета
- Сущность местных финансов
- Сущность, структура и функции межбюджетных трансфертов
- Основы межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм и основы межбюджетных отношений
- Государственный и муниципальный финансовый контроль
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу