Стадии и содержание бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетный год устанавливается 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Счетный год, кроме бюджетного года, включает «льготный период», необходимый для завершения финансирования отдельных объектов.

Бюджетный процесс осуществляется в четыре стадии:

Каждый орган власти на каждой стадии бюджетного процесса имеет свои бюджетные полномочия.

Бюджетные полномочия — это совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

К субъектам, обладающим бюджетными полномочиями, относятся:

  • Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного финансового контроля;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по обороту государственных ценных бумаг.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть направлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов — исключительная функция Правительства РФ. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета состоит из нескольких этапов:

  • первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор правительством плана-прогноза функционирования экономики страны на очередной финансовый год;
  • второй этап — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов;
  • третий этап — рассмотрение проекта бюджета и иных сопутствующих ему документов, представленных Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, и утверждение проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» для внесения его в Государственную Думу.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Со стадией рассмотрения и утверждения бюджета связано понятие «бюджетной инициативы» — право субъекта, обладающего бюджетными полномочиями, вносить изменения в проект бюджета.

Правительственная бюджетная инициатива предполагает реализацию прав только правительства по внесению изменений в проект бюджета и ограничивает права парламента. Парламент должен либо утвердить, либо отклонить бюджет в целом (Великобритания).

Парламентская бюджетная инициатива предусматривает право членов парламента на внесение исправлений в проект в процессе его рассмотрения с тем, чтобы затем утвердить этот исправленный проект (США).

Смешанная бюджетная инициатива распространена в западноевропейских странах и России. Поправки и изменения в проект бюджета могут вносить как правительство, так и парламент.

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации. В течение 5 дней со дня одобрения Советом Федерации Федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Четвертой стадией бюджетного процесса являются подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществлять государственный и муниципальный финансовый контроль.

Законодательные государственные и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль в следующих формах:

  • предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Особыми полномочиями в бюджетном процессе наделены Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство.

Интересно
Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях — за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство (Казначейство России) осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за ведением операций с бюджетными средствами, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)