Основы межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью структуры отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный вид отношений.

Как экономическая категория межбюджетные отношения — это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории федерации установленных законодательством социальных гарантий.

Финансирование социальных гарантий осуществляется за счет бюджетов частей федерации с учетом географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей территорий.

Как правовая категория межбюджетные отношения — это совокупность законодательно установленных механизмов организации взаимоотношения между различными уровнями власти, которые возникают по поводу: разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней; разграничения налоговых полномочий и доходных
источников между органами власти и управления разных уровней; бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.

К принципам построения механизма межбюджетных отношений в федеративном государстве относятся:

  • сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • усиление заинтересованности органов власти всех уровней в повышении доли собственных доходов бюджета;
  • повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета;
  • равенство прав субъекта федерации в межбюджетных отношениях;
  • применение в бюджетном регулировании единых для всех частей федерации методологии, критериев, факторов, учитывающих их особенности;
  • распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания до минимально необходимого уровня бюджетной обеспеченности и социально — экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам;
  • обязательность компенсации бюджетам недостающих средств;
  • прозрачность и гласность межбюджетных отношений.

Эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом федеративном государстве, зависит от выбора наиболее оптимального сочетания различных компонентов системы межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения можно представить в виде двух блоков и двух подблоков (рисунок).

Бюджетным кодексом четко разграничены доходы и расходы по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно разделить на три группы:

  • собственные доходы бюджетов;
  • доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
  • регулирующие доходы — налоги, по которым устанавливаются на временной основе (от 1 года до 3 лет) нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях межбюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование — это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Выравнивание доходной части бюджета строится исходя из норматива бюджетной обеспеченности. Норматив бюджетной обеспеченности — укрупненный расчетный показатель минимально необходимой потребности субъекта федерации или муниципального образования в бюджетных средствах на одного жителя по текущим расходам.

Данный показатель может рассчитываться по каждому виду расходов, либо он определяется в целом по всем, нескольким субъектам федерации или муниципальным образованиям. В данном случае такой расчет не учитывает разную степень развития социальной сферы, неодинаковую ее структуру и другие особенности на соответствующих территориях, а значит, и разную потребность в
текущих расходах.

В соответствии с Бюджетным кодексом структура местных бюджетов включает:

  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений (таблица).

Законом субъекта федерации могут быть установлены:

  • единые для всех поселений нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в региональный бюджет;
  • единые для всех муниципальных районов нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Основным элементом системы межбюджетных отношений является система предоставления федеральной финансовой помощи, направленная на выравнивание возможностей частей федерации в обеспечении единого уровня государственных услуг. Закрепление доходов и расходов приводит к возникновению в системе межбюджетных отношений вертикальных и горизонтальных дисбалансов.

Вертикальная сбалансированность — это показатель идеального варианта построения бюджетного федерализма, когда имеется соответствие между расходными функциями и закрепленными бюджетными ресурсами для осуществления расходов.

В России правомерно говорить о вертикальной бюджетной диспропорции (дисбалансе), которая измеряется двумя способами: I способ — анализируются профицит и дефицит каждого бюджета после распределения доходов и получения трансфертов; II способ — предусматривает анализ расходов региональных и местных властей, расчет коэффициента вертикальной диспропорции:

Квд = 1 – Рвб,

Квд — коэффициент вертикальной диспропорции; Рвб — доля расходов бюджета, финансируемая из вышестоящего бюджета.

Горизонтальный дисбаланс возникает в том случае, когда за нижестоящим уровнем закреплены одинаковые функции, а возможность финансировать исполнение этих функций у разных территорий разная. Для устранения вертикальных и горизонтальных дисбалансов используются межбюджетные трансферты, механизм которых в каждой стране строится по-своему.

Для устранения горизонтального неравенства используется система трансфертов — богатые регионы через федеральный бюджет перераспределяют финансовые ресурсы более бедным регионам. Данная модель применяется в Германии и с принятием нового Бюджетного кодекса — в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)