Основы межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью структуры отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный вид отношений.
Финансирование социальных гарантий осуществляется за счет бюджетов частей федерации с учетом географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей территорий.
Как правовая категория межбюджетные отношения — это совокупность законодательно установленных механизмов организации взаимоотношения между различными уровнями власти, которые возникают по поводу: разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней; разграничения налоговых полномочий и доходных
источников между органами власти и управления разных уровней; бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.
К принципам построения механизма межбюджетных отношений в федеративном государстве относятся:
- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
- усиление заинтересованности органов власти всех уровней в повышении доли собственных доходов бюджета;
- повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета;
- равенство прав субъекта федерации в межбюджетных отношениях;
- применение в бюджетном регулировании единых для всех частей федерации методологии, критериев, факторов, учитывающих их особенности;
- распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания до минимально необходимого уровня бюджетной обеспеченности и социально — экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам;
- обязательность компенсации бюджетам недостающих средств;
- прозрачность и гласность межбюджетных отношений.
Эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом федеративном государстве, зависит от выбора наиболее оптимального сочетания различных компонентов системы межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения можно представить в виде двух блоков и двух подблоков (рисунок).
Бюджетным кодексом четко разграничены доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на три группы:
- собственные доходы бюджетов;
- доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
- регулирующие доходы — налоги, по которым устанавливаются на временной основе (от 1 года до 3 лет) нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях межбюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование — это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Выравнивание доходной части бюджета строится исходя из норматива бюджетной обеспеченности. Норматив бюджетной обеспеченности — укрупненный расчетный показатель минимально необходимой потребности субъекта федерации или муниципального образования в бюджетных средствах на одного жителя по текущим расходам.
Данный показатель может рассчитываться по каждому виду расходов, либо он определяется в целом по всем, нескольким субъектам федерации или муниципальным образованиям. В данном случае такой расчет не учитывает разную степень развития социальной сферы, неодинаковую ее структуру и другие особенности на соответствующих территориях, а значит, и разную потребность в
текущих расходах.
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений (таблица).
Законом субъекта федерации могут быть установлены:
- единые для всех поселений нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в региональный бюджет;
- единые для всех муниципальных районов нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в региональный бюджет.
Основным элементом системы межбюджетных отношений является система предоставления федеральной финансовой помощи, направленная на выравнивание возможностей частей федерации в обеспечении единого уровня государственных услуг. Закрепление доходов и расходов приводит к возникновению в системе межбюджетных отношений вертикальных и горизонтальных дисбалансов.
В России правомерно говорить о вертикальной бюджетной диспропорции (дисбалансе), которая измеряется двумя способами: I способ — анализируются профицит и дефицит каждого бюджета после распределения доходов и получения трансфертов; II способ — предусматривает анализ расходов региональных и местных властей, расчет коэффициента вертикальной диспропорции:
Квд = 1 – Рвб,
Квд — коэффициент вертикальной диспропорции; Рвб — доля расходов бюджета, финансируемая из вышестоящего бюджета.
Горизонтальный дисбаланс возникает в том случае, когда за нижестоящим уровнем закреплены одинаковые функции, а возможность финансировать исполнение этих функций у разных территорий разная. Для устранения вертикальных и горизонтальных дисбалансов используются межбюджетные трансферты, механизм которых в каждой стране строится по-своему.
Для устранения горизонтального неравенства используется система трансфертов — богатые регионы через федеральный бюджет перераспределяют финансовые ресурсы более бедным регионам. Данная модель применяется в Германии и с принятием нового Бюджетного кодекса — в России.
- Сущность, значение и функции кредита
- Управления бюджетными средствами
- Доходы и расходы местного бюджета
- Функции органов местного самоуправления по формированию и исполнению местного бюджета
- Сущность местных финансов
- Сущность, структура и функции межбюджетных трансфертов
- Бюджетный федерализм и основы межбюджетных отношений
- Государственный и муниципальный финансовый контроль
- Полномочия органов власти в регулировании бюджетных отношений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу