Функции органов местного самоуправления по формированию и исполнению местного бюджета

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные.

Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами.

Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления.

Элементы системы местного самоуправления можно разделить на две группы: формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления; органы местного самоуправления.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; сход граждан; другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления включают:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и предоставление таких трансфертов;
  • осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
  • детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
  • установление в отдельных случаях ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, кроме вышеперечисленных, осуществляют также следующие бюджетные полномочия:

  • установление в соответствии с федеральными и региональными законами нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений и предоставление этих трансфертов;
  • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется из глав и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений наряду с общими полномочиями органов местного самоуправления в бюджетной сфере осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты при соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджетным кодексом Российской Федерации на местном уровне определена следующая система органов, обладающих бюджетными полномочиями: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования; органы муниципального финансового контроля.

Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Органами муниципального финансового контроля являются: контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы представительных органов местного самоуправления.

Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и иные финансовые органы.

Участниками муниципального бюджетного процесса являются:

  • представительные органы местного самоуправления;
  • органы исполнительной власти (главы местного самоуправления, финансовые органы, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы муниципального финансового контроля;
  • главные распорядители и распорядители муниципальных бюджетных средств;
  • администраторы поступлений в местный бюджет.

Участниками муниципального бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Муниципальный бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников муниципального бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению проектов местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

В муниципальном бюджетном процессе можно выделить следующие этапы:

  • составление проекта местного бюджета;
  • рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета представительным органом муниципального образования;
  • исполнение местного бюджета;
  • контроль и составление отчета об исполнении местного бюджета, его утверждение;
  • осуществление муниципального финансового контроля.

Проект муниципального бюджета осуществляется на основе:

  • прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
  • направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования на очередной финансовый год;
  • прогноза сводного финансового баланса по муниципальному образованию на очередной финансовый год;
  • плана развития муниципального сектора экономики.

Базой для прогноза социально-экономического развития муниципального образования выступают данные социально-экономического развития муниципального образования за последний отчетный период, прогноз социальноэкономического развития муниципального образования до конца базового года и тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта местного бюджета.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов муниципального образования и хозяйствующих субъектов на его территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования и является основой для составления проекта местного бюджета.

I. Порядок рассмотрения проекта о местном бюджете и его утверждения, определенный правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение данного проекта решения до начала очередного финансового года.

В проекте о местном бюджете должны содержаться основные характеристики местного бюджета, а именно: общий объем доходов местного бюджета; общий объем расходов местного бюджета; дефицит местного бюджета.

II. Представительный орган рассматривает указанный проект решения в порядке, предусмотренном правовыми актами органов местного самоуправления.

Если проект решения о внесении изменений и дополнений в закон о местном бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесения в представительный орган муниципального образования, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.

III. Исполнение местного бюджета означает обеспечение поступления доходов и финансирование расходов в пределах местного бюджета. В исполнении бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами осуществляется в соответствии с принципами.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов местного бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита местного бюджета и осуществление всех расходов с единого счета, который называется единым казначейским счетом.

Применение принципа единства кассы при исполнении местного бюджета дает ряд преимуществ.

Во-первых, появилась возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Во-вторых, достигается экономия времени за счет минимизации прохождения средств по расчетным счетам. В-третьих, появляется возможность перераспределения средств и учета остатков на расчетном счете при планировании и текущем финансировании.

Бюджет муниципального образования по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования местного бюджета муниципального образования являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании средств местного бюджета муниципального образования.

Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, составляемый в соответствии с бюджетной классификацией.

Исполнение местных бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами муниципального самоуправления на основе бюджетной росписи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)