Сущность финансов и их функции

Финансы — это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения.

Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями, такими как:

  • денежные отношения;
  • распределительные отношения;
  • связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности и дали возможность выделить финансовые отношения из общей массы экономических, в том числе, денежных отношений.

Финансы — это историческая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях.

Термин finansia возник в XIII–XV веках в торговых городах Италии и сначала обозначал любой «денежный платеж, наличность». В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал следующее:

  • это денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);
  • субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;
  • осуществляется формирование общегосударственного фонда денежных средств — бюджета, следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер;
  • государственно-принудительный характер, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Большинство же ученых-экономистов считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки.

Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:

  • денежный характер финансовых отношений;
  • распределительный характер финансовых отношений;
  • финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов;
  • безэквивалентность отношений распределения (это отличает финансы от отношений купли-продажи);
  • безвозвратность и бесплатность (в отличие от кредита).

Выделяют три предпосылки возникновения финансов.

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и самое главное — произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно то, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: военные цели, управление, экономика, социальные нужды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на определенном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные процессы, то есть финансы, имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях.

На макроуровне к ним относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.

На микроуровне — это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль.

К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  • финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  • финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  • финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансы выполняют четыре функции: обеспечивающую, распределительную, регулирующую и контрольную.

Интересно

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей деятельности организации или государства.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами.

Регулирующая функция связана с использованием финансовых активов и инструментов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Для государства реализация функции предполагает использование средств бюджетной системы для стимулирования или сдерживания экономического развития.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов.

Контрольные функции выполняют: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ, Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансовые управления предприятий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)