Сущность менеджмента

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на другие языки дословно. В его основе лежит английский глагол «to manage» (управлять, руководить, заведовать), которое происходит от латинского «manus» (рука), то есть сущность термина «менеджмент» лучше всего передает понятие «управление».

Но последнее является несколько более широкой категорией, поскольку применяется в различных сферах человеческой деятельности в различных органах управления и структурных подразделениях государственных, общественных и коммерческих организаций.

В англоязычных странах для подобного разграничения используется такая терминология:

  • контроль (control) – управление в сфере неживой природы, например, химическими реакциями, оборудованием, приборами;
  • администрирование (government administration, public administration) и регулирования (regulation) – государственное (общественное) управление и регулирование;
  • менеджмент (management) – управление социально- экономическими процессами на уровне организации;
  • бизнес-менеджмент, менеджмент делового предприятия (business management) – управление хозяйственной деятельностью фирмы, действующей в рыночных условиях.

Характерной чертой менеджмента является, прежде всего, то, что он связан с организацией работы людей, в том числе, направленной на увеличение прибыли. Сегодня нет единого принятого управленцами и методологами подхода к определению сущности понятие «менеджмент».

Появление научной концепции менеджмента как особой сферы управленческой деятельности в начале XX века была объективно обусловлено возникновением массового производства, что требовало квалифицированного управления крупными многоцелевыми производственно- коммерческими предприятиями, где функции владения собственностью и управления деятельностью были впервые разделены.

В данных условиях научный менеджмент стал основной формой организации социально-производственных процессов, воплощая совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления. В результате эволюции западной управленческой мысли понятие «менеджмент» существенно расширилось.

Этому способствовало развитие системного подхода, благодаря которому и бизнес-организация, и общество начали трактоваться как социальные системы. В связи с чем менеджмент стал интерпретироваться как универсальный принцип рациональной организации не только производственных, но также социальных и политических процессов.

Интересно
В отличие от феномена управления, где объектом выступает исключительно организация, (понимаемая как работники, средства труда и организационная структура), объектом менеджмента уже считается не только организация, но и, прежде всего, коммуникации этой организации с ее социальной средой. Кроме того, свойственное управлению представление о человеке как, прежде всего, работнике тоже является несколько редуцированным в сравнении с аналогичным восприятием человека в менеджменте.

В менеджменте человек, рядом с действительно важным его качеством – быть работником, рассматривается как целостная система, как функция и результат привычек, потребностей, взглядов, убеждений и тому подобное. Следовательно, менеджмент подразумевает не только организационные связи, но и социально-психологические. Управление, в процессе достижения целей, только использует моральный климат организации, а менеджмент – формирует его.

По способам осуществления:

  • управление преимущественно авторитарно, оно предписывает;
  • а менеджмент – демократический: он создает условия, убеждает, провоцирует, подсказывает.

Это культура ведения диалога с равноправными партнерами для стабилизации и развития организации, улучшения ее положения в среде и исключительно на этих началах – для повышения ее эффективности.

Учитывая вышесказанное, отметим, что менеджмент – это:

  • сфера научных знаний, изучающая отношения, закономерности и принципы управления, факторы, влияющие на функционирование и развитие социально-экономических систем, методы и средства управления;
  • совокупность упорядоченных действий, процессов системного характера, обеспечивающих разработку и достижение целей организации;
  • специфическая деятельность по управлению организациями различного типа, уровнями и отдельными сферами;
  • общность людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент является самостоятельной отраслью знаний, наукой, имеет собственные объект, субъект и предмет, законы, принципы, а также определенную методологию и понятийно- категориальный аппарат.

Менеджмент имеет собственный источник познания – практику и, кроме того, пополняется знаниями из разных дисциплин, без которых он не в состоянии развиваться. Это обусловлено сложной природой самого феномена менеджмента, который присутствует во всех сферах общественной жизнь в виде целенаправленного, непрерывно организующего влияния на социальный организм.

Несмотря на то, что субъект и объект менеджмента в различных организациях подобен, система менеджмента и уровень ее эффективности является разной. Это обусловлено тем, что каждый отдельный руководитель-менеджер, принимая управленческие решения и реализуя менеджерские функции различными способами, которые зависят от совокупности действующих и существующих факторов внешней и внутренней среды организации, осуществляет определенный выбор адекватных методов управления, исходя из собственных знаний, опыта, умений, навыков, интуиции. Именно в данном аспекте проявляется сущность менеджмента как искусства.

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, планирование, организация деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты.

В основе менеджмента лежат 14 основополагающих принципа, которые возможно внедрить и применять в любой компании мира:

  • Принцип 1 – принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям. Для японцев первообразной целью являются удовлетворенность клиента, они не гонятся за прибылью. Любая текущая задача является лишь «подзадачей» для основной цели компании.
  • Принцип 2 – Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем. Данный принцип основан на системе непрерывного потока, так чтобы была налажена связь между процессами и людьми и любые простои выявлялись немедленно. Сводится к минимуму время бездействия оборудования и человека.
  • Принцип 3 – используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства. Производить товар необходимо только в том случае, если в товаре есть потребность, так, например, при заказе в 5 автомобилей, нет необходимости производить 10 корпусов «на запас».
  • Принцип 4 – выравнивай объем работ. Основной проблей при рассмотрении данного принципа, является откладывание работы на потом. Нельзя выполнять работу в последний срок, работа должна выполняться равномерно без резких скачков.
  • Принцип 5 – сделай остановку производства с целью решения проблей частью производственной культуры, если того требует качество. Любая даже мелкая проблема априори не должна быть упущена. Нельзя закрывать на нее глаза, до тех пор, пока эта проблема не будет устранена, необходимо остановить производство, найти первообразную этой проблемы, решить ее, и только потом возобновлять производство.
  • Принцип 6 – Стандартные задачи – основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам. Любая задача, которая полностью грамотно и подробно расписана, может быть выполнена абсолютно любым сотрудником, поэтому простоев связанных с заменой человека не возникает. Вследствие того, что все задачи стандартизованы, человек, выполняя такую задачу, раз за разом совершенствует навык выполнения этой задачи и выполняет ее
    быстрее и качественнее.
  • Принцип 7 – Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной. Применение различных стикеров, указателей, разметки и т.д. может существенно увеличить скорость производственного процесса, а также минимизировать вероятность ошибок.
  • Принцип 8 – используй только надежную и испытанную технологию. Данный принцип подразумевает использования старой, проверенной временем, технологии наряду с новой, пока неосвоенной и не зарекомендовавшей себя как надёжную. С другой стороны, нужно быть открытым для новых технологий, так как они могут сделать поток более совершенным.
  • Принцип 9 – воспитывай лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других. Любой руководитель, воспитанный компанией будет намного ценнее, чем человек, пришедший извне, так как он полностью изучил производство и может быстро и правильно выполнять поставленные перед ним задачи.
  • Принцип 10 – воспитывай незаурядных людей и формируй команды исповедующий философию компании. Любой сотрудник компании должен проникнуться ее философией, чтобы достичь исключительных результатов в производстве. Необходимо формировать межфункциональные группы, работающие между собой, для совершенствования производства и повышения качества продукции.
  • Принцип 11 – Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться. Поставщик и партнер является равноправным участником общего дела. Сложная задача, поставленная перед партнером, поможет ему развиться, при этом необходимо помогать, ему в решении этой задачи.
  • Принцип 12 – чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами. При решении любой проблемы необходимо своими глазами посмотреть на происходящее, чтобы быть уверенным в принятии правильного решения проблемы. Даже высшее руководство должно лично проверять подлинность любой информации, для полного понимания ситуации.
  • Принцип 13 – принимай решение, не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты, внедряя его, не медли. Анализ альтернативных вариантов неотъемлемая часть данного принципа. При выборе правильного решения необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны данного решения. Однако после принятия решения оно должно вступить в дело сразу же, без отсрочек и промедлений.
  • Принцип 14 – станьте обучающей организацией за счёт неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)