Сущность мотивации
Управление мотивацией труда – важнейшая функция управления персоналом, тесно связанная с многими функциями системы управления персоналом: развитием персонала, оценкой, формированием корпоративной культуры и т.д.
В рамках системы кадрового менеджмента важна роль системы мотивации. М. Армстронг определяет человеческие ресурсы как наиболее ценный актив предприятия, способный коллективно и индивидуально вносить вклад в решение задач предприятия.
Конкурентная экономика диктует необходимость обеспечения высококачественными человеческими ресурсами, «особенность которых в том, что:
- во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается жизненный опыт. Тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем большую ценность они представляют для организаций…»;
- во-вторых, сложность производственных процессов требует серьезных капиталовложений в профессиональное обучение работников;
- в-третьих, достижение высококачественного труда невозможно без его эффективного стимулирования.
Человеческие ресурсы организации являются одним из важнейших факторов ее успеха, эффективная организация их деятельности определяет рост финансово-производственных показателей деятельности предприятия, поэтому в рамках современной ужесточенной борьбы отечественные и зарубежные предприятия ориентированы на формирование системы менеджмента, ориентированного на персонал.
В организации эффективной работы предприятия существенна роль личных качеств руководителя – менеджера, которая определяет наиболее результативный вектор развития (Рис. 8.1).
Эффективная деятельность организации, о чем свидетельствует Рис. 8.1, определена личными качествами руководителя, методами и стилями руководства, системой мотивации и стимулирования и проч. Менеджеры – это люди, которые достигают целей, стоящих перед организацией, посредством других людей. Определим особенности понятий мотивации и стимулирование труда.
Мотивация как функция менеджмента (от lat. movere) – это:
- побуждение к действию, основанное на использовании прямых и косвенных методов управления мотивацией персонала;
- динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивацию можно определить как процесс побуждения работника организации к активной деятельности для целей удовлетворения потребностей и достижения целей организации.
Можно выделить следующие основные виды мотивации работников организации:
- Интринсивная или внутренняя мотивация, которая представляет собой мотивацию, связанную с самим содержанием деятельности. Экстринсивная (внешняя) мотивация, которая обусловлена внешними факторами.
- Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, поощрениях, называется положительной мотивацией труда. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, наказаниях, называется отрицательной.
Герчиков выделил также пять основных типов мотивации:
- инструментальная мотивация (работник ориентирован только на заработную плату в своей деятельности);
- профессиональная (работник ориентирован на содержание работы, возможность проявить себя);
- патриотическая работника интересует участие в реализации задач, важных для организации, а также признание результатов в общих достижениях;
- хозяйская (работник принимает полностью всю ответственность за выполняемую работу на себя);
- избегательная (работник обладает слабой мотивацией к эффективной работе).
Согласно теории мотивации В.И. Герчикова, если специалисты относятся в большинстве своем к профессиональному типу, то при отсутствии премий за успешное завершение проекта производительность их труда и уровень удовлетворенности трудом снижается.
В самом общем виде мотивацию трудовой деятельности представим в виде следующей модели (Рис. 8.2), в соответствии с которой прослеживается связь «личность и трудовая среда» – «мотив».
В соответствии с Рис. 8.2. важно отметить, что для каждого существует своя оптимальная сила мотивации. Личность работника с точки зрения мотивации и стимулирования характеризуется четырьмя основными элементами: психологической структурой, ценностной структурой, потребностями и интересами сотрудников (Рис. 8.3).
В соответствии с Рис. 8.3. важно отметить, что основными элементами личности сотрудника являются ценностная и психологическая структура. Система мотивации должна быть ориентирована на развитие сотрудников, рост их квалификационного и профессионального уровня.
Алгоритм развития сотрудников представлен ниже на Рис. 8.4.
В соответствии с Рис. 8.4. следует отметить, что в рамках развития сотрудников важно внедрение системы наставничества, формирование целевых групп обучения, программ развития и проч.
- Факторы влияющие на процесс принятия решений
- Процесс принятие решений
- Понятие организационные коммуникации
- Характеристики эффективного контроля
- Процесс контроля
- Типы, процессы и механизмы контроля
- Комплексная процессуальная теория мотивации
- Теория ожиданий и теория справедливости
- Теория двух факторов Герцберга
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу