Сущность и роль контроля в управленческой деятельности
Контроль является четвертой и заключительной из функций менеджмента. В то же время на практике он является основой планирования на новый отчетный период, уже начавшийся или только начинающийся. Объекты, временные интервалы и точные моменты контроля определяются уже на стадии планирования.
В процессе контроля одновременно следует осуществлять активный контроль за достижением промежуточных целей, намеченных на разные промежутки времени, и максимально быстро реагировать на отклонения – как положительные, так и в особенности на отрицательные.
В то же время контроль как самостоятельный вид деятельности имеет свои специфические цели. Он призван обеспечивать целенаправленность и стабильность деятельности предприятия и его коллектива через постоянное отслеживание стандартов, норм, решений, правил. Именно непонимание этого приводит к преувеличению значения контроля в системе управленческой деятельности и бюрократизации, или к его формализации и полной либерализации.
Функция контроля позволяет держать в поле зрения важнейшие вопросы, своевременно реагировать на негативные явления и отклонения от нормы, находить неиспользованные резервы, поддерживать оптимальное трудовое напряжение в коллективе. Поэтому необходимо развивать и обновлять подходы, методы, формы контрольной деятельности в соответствии с требованиями демократизации и гуманизации управления современными предприятиями.
О контроле и признании его необходимости для продуктивной работы говорили еще египтяне в 4000 до н.э. Использование письменных документов для контроля было предложено вавилонским царем Хаммурапи в 1750 до н.э. Необходимость контроля доказывал Платон, позже – Р. Аркрайт, Н. Макиавелли, А. Смит. В начале ХХ в. в первых научных трудах А. Файоля по теории управления говорится о функции контроля, которая зачислена к основным видам деятельности менеджера. С этого началась концепция процессного подхода к управлению.
Задача контроля заключаются в обеспечении планового течения деятельности, достижении целей и прогнозируемых результатов, установлении соответствия стандартам качества деятельности и ее результатов, гарантированности выполнения решений, установлении обратной связи в процессе коммуникаций во время деятельности, создании условий для повышения эффективной деятельности и конкурентоспособности организации.
Контроль имеет важное значение для эффективного управления любым предприятием, а именно: диагностическое (сущность заключается в обеспечении информацией о состоянии субъекта хозяйствования и его отдельных подсистем), воспитательное (формирует ответственность за определенное звено работы и результаты деятельности); стимулирующее (побуждает к продуктивной работе, самообразованию, саморазвитию, самоконтролю и самокорекции).
Контроль должен соответствовать основным принципам, которые определяют его эффективность:
- стратегическая направленность (контроль должен отражать приоритеты развития предприятия);
- плановость и систематичность (дают возможность избежать чрезмерного контроля и, наоборот, предотвратить его отсутствие);
- своевременность (обеспечивается не скоростью или частотой проверок, а адекватным отражением объекта контроля во времени с помощью соответствующих измерений);
- научность (предусматривает глубокую научную основу контрольной деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности проверяющего);
- объективность (доброжелательность в отношении к субъектам проверки);
- адресность (информация о результатах контроля важна в условиях попадания ее к лицам, которые могут влиять на эти результаты);
- экономичность и рациональность (состоит в применении эффективных технологий и методов контроля);
- сочетание контроля с самоконтролем (создает условия для самосовершенствования и самообучения);
- гласность (дает возможность демократизировать процедуру контроля и снять излишнюю напряженность с субъектов контроля).
Процедура контроля состоит из нескольких компонентов, которые дают возможность упорядочить контрольную деятельность, что сказывается, прежде всего, на ее эффективности: подготовка к контролю, организация контрольной деятельности, анализ и оценка результатов, коррекция.
Подготовка к контрольной деятельности включает такие элементы, как:
- постановка целей, задач, выбор объектов контроля;
- планирование контроля, разработка схемы (алгоритма) контрольной деятельности;
- актуализация (или разработка) стандартов (норм, решений, программ, правил), в соответствии с которыми должен осуществлять контроль;
- выработка критериев и показателей их оценки;
- определение формы обобщения результатов контроля.
Организация контрольной деятельности предполагает установление сроков контроля; отбор форм и методов проверки; разработку проверочных материалов (заданий, контрольных работ, тестов, анкет и т.д.); ознакомление объектов контроля с целью, задачами, сроками контроля; стандартами и критериями оценивания; методами проверки, критериями оценки деятельности объекта и формой обобщения результатов контроля.
Функция контроля чаще всего вызывает сопротивление персонала, порождает конфликты в коллективе. Поэтому при реализации этой функции руководителю необходимо помнить, что контроль – это не средство давления, а деятельность, которая необходима для направления эффективной работы людей, использования ресурсов и достижения результатов.
Целесообразно привлекать персонал к планированию контроля, разработке методов проверок. Стандарты (нормы, критерии, программы, правила) контроля следует обсуждать в коллективе. Они должны быть восприняты и осознаны. Незначительное отклонение от стандартов – это норма, которая позволяет выявить проблемы и обозначить возможности для дальнейшего совершенствования.
Важно умение руководителя сосредоточивать внимание на результатах, а не только на процессе работы и исполнителях. Не следует держать выводов при себе, потому что они теряют ценность и для руководителя, и для исполнителя, а контроль превращается в формальную процедуру. Должно быть установлено двустороннее обсуждение.
Необходимость контроля вызвана следующим:
- Контроль уменьшает неопределенность, характерную для изменчивой внешней среды организации.
- Контроль предупреждает о возникновении кризисных ситуаций.
- Контроль поддерживает сильные стороны организации.
- Факторы влияющие на процесс принятия решений
- Процесс принятие решений
- Понятие организационные коммуникации
- Характеристики эффективного контроля
- Процесс контроля
- Типы, процессы и механизмы контроля
- Комплексная процессуальная теория мотивации
- Теория ожиданий и теория справедливости
- Теория двух факторов Герцберга
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу